#COVID-19. Владимир Лепехин: Утрата доверия не лечится

Владимир Лепехин

Статья является ответом на обращение сопредседателя Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Ольги Зиновьевой к членам клуба дать свою оценку складывающейся в мире ситуации.

Статья является продолжением трёх предыдущих материалов «Третья мировая, психическая и грядущий конец Ялтинского мира», «Как гражданам РФ относиться к режиму «самоизоляции» и что делать» и «Четырнадцать аксиом о «пандемии» коронавируса и обстоятельствах, с ним связанных».

 

Еще в древности было подмечено, что доверие очень легко потерять, восстановить же почти невозможно. Индивид может быть абсолютно безупречным всю свою жизнь, но затем — стоит лишь один раз обмануть товарища или подвести близких — и доверие к нему может быть утрачено навсегда. Для того, чтобы люди и общество снова стали доверять индивиду, он должен раскаяться — искренне и доказательно — и только тогда, быть может, доверие будет возвращено, хотя и не полностью.

Люди даже придумали такой ритуал как Покаяние, чтобы человек, страдающий от недоверия к нему (вследствие утраты последнего), имел шанс очиститься нравственно и вернуть к себе если не уважение, так хотя бы доверие со стороны окружающих.

И надо ли говорить, что без доверия людей друг к другу древнее общество было не выживаемо. Так что те племена, государства и цивилизации, в которых был утрачен — в силу весомого объема обманов и предательств — необходимый уровень доверия людей к другу, были уничтожены или самоисчезли в тумане небытия.

Особый тип доверия, который определяет степень устойчивости любого общества, это доверие людей к государственной власти — и оно не зависит от масштаба принимаемых этой властью пропагандистских и полицейских мер. Оно держится, в первую очередь, на моральном авторитете национальных лидеров и элит. Это аксиома, которую должен понимать всякий политик.

Кстати, самодержавие в России было свергнуто не потому, что этого захотели «революционеры» и разного рода зарубежная агентура, но потому, что царя в какой-то момент перестали поддерживать и народ, и элиты. А почему? Да потому, что ему перестали доверять. В силу слабости самодержца, а также его неспособности соответствовать линии жизни народного большинства. Поражение России в войне с Японией в 1904 году вряд ли подорвало веру в царя и доверие к власти. А вот «кровавое воскресенье» 9 января 1905 года совершенно точно подорвало веру народа в царя-батюшку: «самодержец несправедливо и жестоко поднял руку на своих подданных». Расстрел восставших матросов крейсера «Очаков» в Севастополе в 1905 году, расстрел рабочих в Ленске в 1912 году, расстрел митинга в Иваново-Вознесенске в 1915-ом и масса других подобных событий полностью подорвали веру в царя и власть в Российской империи как таковую.

В современной России таких событий, слава Богу, нет, но и здесь доверие населения России к Владимиру Путину было серьезно подорвано в 2018 году принятием им решения о повышении пенсионного возраста для граждан РФ. И можно сколько угодно излагать «аргументы» в пользу этого решения, а также обвинять «бузотеров» в нагнетании недовольства, в сознании большинства людей отложилось четко и однозначно: президент поднял руку на стариков. У будущих пенсионеров были отобраны значительные суммы в пользу даже не государства, а чиновников-коррупционеров, которые, в частности, разворовали Пенсионный фонд страны, не понеся даже минимального наказания.

Российский народ не против того, чтобы отдать последнее стране, когда она в этом нуждается. Когда Отечество оказывается, к примеру, в состоянии войны с врагом. Но в мирной ситуации, когда государство, а особенно правящий класс богатеют, а народ чиновники старательно не слышат, взять и отобрать у стариков их честно заработанные пенсии — это абсолютно несправедливо, и это не прощается.

Придворная социология всякий раз доказывает, что у действующего главы РФ рейтинг доверия после пенсионной «реформы» хотя и упал, но по-прежнему высок, а значит, «ничего страшного не произошло», и это, как минимум, лукавство. На самом деле абсолютное доверие народного большинства к власти либо ушло, либо трансформировалось в доверие относительное, которое мало того что является условным («Другого лидера у нас ПОКА нет»), оно еще и не совсем доверие, если уж разбираться в содержании этой философско-психологической категории. Это уже не собственно доверие главе государства как личности или как президенту, а всего лишь аванс ему на мандат к руководству страной в данный конкретный момент времени, сохраняемый просто потому, что не сформировалась альтернатива («Хочешь рулить и дальше? Ну, порули»).

Это значит, что масса людей не против того, чтобы президент был на своем посту, но степень доверия к нему уже не та, а значит — голосовать за него еще можно, а вот помогать уже нет смысла. Это значит, что народная масса не видит особого резона в том, чтобы жертвовать собой во имя страны и ее лидера. Соответственно и единства между властью и народом уже нет. (Власть вроде бы еще вполне законна, но уже не совсем легитимна). Вот почему в 2019 году праздник Народного единства был фактически проигнорирован большинством населения страны.

В текущем году россиян постигло новое испытание — распространение коронавируса. По крайней мере, такова официальная позиция властей, и она, как и в 2018 году в случае с «крайне необходимой» (Кому? Зачем?) пенсионной «реформой», снова не имеет достаточных аргументов в пользу того, чтобы верить власти на слово. Более того, российские чиновники вовсе не утруждают себя тем, чтобы что-то доказывать «электорату». Они, похоже похерили необходимость доверительных отношений между собой и населением, негласно приняв к исполнению общественные отношения иного, кастового типа: мы — хозяева, а вы — быдло. Сегодня чиновники как будто намерено делают всё или почти всё для того, чтобы продавить некую корпоративную, но заведомо антинародную линию, окончательно уничтожая остатки того доверия, которое еще характерно для людей двух типов: для романтиков, которые судят о власти по себе, и тех некоторых советских людей, которым просто страшно признаться самим себе в том, что «дорогое и любимое государство» их давно кинуло и продало.

Для утраты доверия, как уже было сказано в начале статьи, достаточно обмануть людей один раз, ну два или, если это русские, три, не больше. Увы, сегодня в России обман следует за обманом. Мало того, что вся эта всемирная история с «пандемией» у многих вызывает ощущение тотального надувательства, так еще и конкретные решения чиновников в нашей стране вызывают массу вопросов относительно того, насколько они продиктованы реальной заботой о населении.

Правительство объявляет меры «поддержки бизнеса», которые не являются таковыми, как будто не видит, что к лету до трети предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены будут закрыться.

В столице населению предложили САМОизолироваться, но при этом начинают преследовать и штрафовать людей как при принудительной изоляции.

Более того, в Москве объявляется пропускной режим въезда в город на личном транспорте, при том, что к этому времени не обеспечена работа электронной системы выдачи пропусков. Да и само введение системы тотального контроля за здоровыми москвичами при отсутствии эффективной помощи больным жителям столицы тоже вызывает вопросы.

Президент в своем третьем обращении к гражданам страны от 8 апреля отметил: «вместе мы всё преодолеем». Абсолютно верно: преодолеть беду можно только при условии единства нации. Но позвольте, а кто из чиновников сегодня вместе с народом? По крайней мере, лично я знаю только одного губернатора (ульяновского), который отказался от своей месячной зарплаты в пользу врачей. Остальные же не только не отказались, но даже выписывают себе дополнительные премии, при этом третируя здоровых людей и особо не напрягаясь в вопросах лечения больных, занимаются рэкетом по отношению к загибающемуся бизнесу и выбивают бюджеты на борьбу с коронавирусом, которые исчезают в неизвестном направлении.

Вчера с удивлением обнаружил, что столичные ГИБДД стали блокировать въезд в Москву личного транспорта за сутки-двое до объявленного срока. А сегодня с удивлением узнал, что Мишустин отменил запрет на продажу масок (!). Вопрос: а кто три с лишним месяца не давал премьер-министру продавать маски?

Что ни день, то сюрпризы. Но вернемся к понятию «доверие».

Такое ощущение, что доверие — это главное, что продолжают терять чиновники России в минувшие недели.

Вот разве можно доверять федеральному правительству, которое в ситуации «пандемии» три месяца не может придумать ни одной меры прямой поддержки падающей экономики, предлагая мифическое льготное кредитование и никому не нужные отсрочки платежей, которые ничего не решают?

Как можно доверять столичным властям, если в то время, когда миллионы москвичей подвергнуты изоляции, московские чиновники предписывают сидеть дома, например, учителям и преподавателям (от которых городу как бы нет прибыли), но не собираются изолировать сотни тысяч живущих в общежитиях строителей и многие другие категории работников?

Как можно доверять решение столь серьезной проблемы, как коронавирус, вице-премьеру по прозвищу «мадам Арбидол»? И можно ли доверять вице-премьеру по экономике, который вставил в список компаний, нуждающихся в поддержке со стороны государства, букмекерскую контору, являющуюся (как утверждают) бизнесом его жены?

Чиновники и политики оказались совершенно не готовы честно и самоотверженно разделить с населением страны все тяготы «пандемии». И это только на стадии выявления заболевших и тестирования граждан. А что будет, когда власть вознамерится приступить к принудительной вакцинации населения и заявит, что предлагаемые ею вакцины — чистые, не от Билла Гейтса или из какой-либо из американской лаборатории? Что будет, когда от введения QR-кодов (якобы временно и ограниченно) чиновники начнут переходить к реальному чипированию населения тотально и навсегда? Народ ведь не доверяет власти. Получается, что чиновники полагаются на силу?

Разумеется, найдутся сидящие на соответствующих зарплатах халдеи, которые будут убеждать нас в том, что все сомневающиеся в чистоте помыслов чиновников — враги народа, и предложат применять по отношению к последним меры уголовной ответственности — но это их проблемы, халдеев, предпочитающих быть холопами новых хозяев жизни… А вот что касается в очередной раз обманутого народного большинства, то ему следует уже сегодня задуматься над тем, куда ведет или может привести Россию изолгавшийся правящий класс.

Что делать населению страны в ситуации, когда чиновникам наплевать на мнение людей, когда их волнует только то, что предлагают нашей стране МВФ, ВОЗ  и другие глобалистские структуры-кукловоды?

Что, в частности, делать сегодня тем же пенсионерам, которых уже почти превратили в изгоев общества, предписав сидеть дома и не высовываться под угрозой штрафа и отъема нищенской пенсии, а завтра вообще могут лишить права на жизнь?

Отвечая на эти вопросы, выскажу несколько соображений, которые можно воспринимать как «рецепт для здоровых».

В статье «Как гражданам РФ относиться к режиму «самоизоляции» и что делать» (http://i-eeu.ru/category/news/kak-grazhdanam-rf-otnositsya-k-vvedeniyu-v-strane-rezhima-samoizolyacii-i-chto-delat/)  автор этих строк обещал читателю развить свою мысль относительно того, каковы шансы рядового гражданина противопоставить что-либо организованному против него беспределу — если он не собирается, как посоветовал недавно отец Дмитрий Смирнов — пойти по миру.

Первое, с чего нужно начинать свои действия, — это признать, что власть открытым текстом послала население страны на самообеспечение. Реальной помощи от чиновников не будет. А значит, нужно настроиться на то, чтобы ответить бюрократам тем же: не доверять нынешнему федеральному правительству и тщательно просеивать любые решения органов власти. Не может быть доверия и федеральным телеканалам, сделавшим ставку на зрительские рейтинги и конъюнктуру, а не на правду. Я уже не говорю про Федеральное Собрание и «Единую Россию», наглухо привязанные к своим кураторам из АП. Нужно признать ту горькую правду, что в действительности нет никакой суверенной России, а президент РФ, независимо от того, хочет он или нет сделать Россию великой и процветающей, не может противопоставить что-либо мировой олигархической системе и действует в весьма узком коридоре возможностей.

В то же время нет никаких оснований доверять и повылезавшим из щелей либеральным вурдалакам, которым вирус в радость, поскольку недовольное санитарными мерами власти население вот-вот, как они надеются, свалит Путина… К примеру, известный либерал Дмитрий Быков заявил на днях, что «судьбу страны сейчас решаем мы» и что «Путина через три месяца не будет».

Между тем то, что сегодня разрешено либеральным мажорам, крайне противопоказано рядовому российскому гражданину. У вурдалаков имеется грантовая поддержка, у них имеются родственники за границей или виды на жительство в «цивилизованных» странах, и им есть куда валить, в случае чего (посему их в бан — так же, как и представителей  «ЕдРа»), а вот простому россиянину остается уповать только на самоорганизацию.

Возможности политической самоорганизации я в данной статье не обсуждаю, отмечу здесь только то, что имеет прямое отношение к проблеме выживания тех, у кого нет денег или они заканчиваются, но нет и работы, в то время как семью кормить надо (тем более, если в семье есть инвалиды, старики и маленькие дети). Итак, по порядку.

Первый шаг — это попытаться понять, в какой ячейке вы можете быть самоорганизованы, В селе проще (деревня — это уже готовый коллектив, где выжить можно, используя натуральное хозяйство и родственные связи), а вот если вы живете в городе, то самое простое — самоорганизация по месту жительства.

Так, в главном здании МГУ имени М.В. Ломоносова, где я работаю, студенты, аспиранты и преподаватели уже в первые дни самоизоляции организовали систему доставки продуктов пенсионерам. А в многоквартирном доме, где автор этих строк проживает, жильцы, зарегистрированные в домовом чате, организовали обмен информацией о том, сколько в доме проживает пенсионеров и инвалидов, и кому из них нужна помощь.

И так сегодня может и должен сделать каждый, поскольку очевидно, что в многоквартирном доме всегда найдутся люди, способные оказать помощь нуждающимся в ней соседям.

В чем конкретно может состоять помощь соседям по дому?

Пенсионеры и инвалиды нуждаются в продуктах и лекарствах, безработные — в возможности заработать, а кто-то не умеет пользоваться компьютером, чтобы получить QR-код. В рамках многоквартирного дома можно организовать бартер: услуги сантехника или сисадмина в обмен на поход в магазин и медицинская помощь в обмен на услуги электрика. Важно — наладить коммуникацию и не стесняться предлагать свою помощь.

Не нужно забывать и про возможность консолидации действий по линии различных территориальных организаций вроде советов ветеранов, родительских комитетов местных школ, а также муниципальных собраний и других органов местного самоуправления.

В Москве и Московской области муниципальные собрания подмяты под себя правительствами, а потому — почти бесполезный орган, однако в России ситуация иная. В провинции муниципальные органы власти, в принципе, могут решать многое. И именно эти структуры могли бы взять на себя основную миссию по самоорганизации населения. Как минимум, эти органы могли бы заняться правовой защитой людей: сохранять деятельность тех или иных предприятий, разрешать движение людей в пределах своей территории, обеспечить посевную (до её начала в РФ осталась неделя) и т.п., выдавая свои правовые предписания в ответ на предписания региональной и федеральной власти в случаях, когда последняя беспредельничает… Нужно активно идти в эти структуры и приспосабливать их под нужды граждан.

Про другие меры самоорганизации и противодействия незаконным решениям чиновников (как в нынешней ситуации содействовать выживанию бизнеса, подавать ли гражданам иски в судебные инстанции в ответ на незаконные штрафы, как бороться с запретом на передвижение на личном транспорте, как общество может противостоять фальсификации медицинской статистики и т.п.) я пока умолчу; о них мы поговорим позже, когда и если власть от мягкой изоляции людей перейдет к её более жестким формам.

Все-таки будем надеяться, что хотя бы к 9 мая режим «самоизоляции» будет снят или ослаблен.

Владимир Лепехин
философ, директор Института ЕАЭС, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня»


Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции.