Международный клуб «Формат А-3», 26.08.2016
40 лет назад увидел свет социологический роман Александра Зиновьева «Зияющие высоты». Накануне юбилея публикации бестселлера в Симферополь по приглашению Международного медиа-клуба «Формат-А3» приехала вдова и соратник всемирно известного русского писателя и философа, создатель Зиновьевского клуба Ольга Зиновьева, а также директор Института ЕврАзЭС, член Зиновьевского клуба Владимир Лепехин.
Чем живет Россия, и как мировые процессы влияют на ее развитие? В чем сегодня состоит национальная идея России, и как ее сохранить в условиях массовой европеизации? Насколько актуальны заветы Зиновьева сегодня, и какие из его философских «пророчеств» сбылись наиболее точно? Эти и многие другие вопросы гости из Москвы обсудили с крымскими студентами, преподавателями ВУЗов, представителями философских клубов и журналистами.
«Мы сейчас живём в третью эпоху, — охарактеризовал наше время Владимир Лепехин. – Первая – советская. В начале 90х годов советская цивилизация рушилась, и на ее месте должен был появиться новый проект. Победил – прозападный. Однако Россия – это не только государство, но – цивилизация, и прозападный проект не мог долго существовать на ее просторах. Его крах произошёл в 2014 году, когда в Украине прошло столкновение, разорвавшее страну на части». Директор института ЕвраЭС отметил, что Александр Зиновьев, проанализировал эти два этапа: первый – «катастройка» и второй – «запад не пройдет». Заглянул ли он дальше? Был ли уверен, что Россия станет сопротивляться? Увидел ли, что ждёт человечество в наши дни? «С одной стороны – глобализация, уничтожение России и столкновение западной цивилизации с мусульманской (но в этой борьбе нас нет), либо мы сохраняемся как цивилизация и продолжаем борьбу. Какая идеология для этого нужна? Он говорил, что идея капитализма, «западнизма», где можно эксплуатировать людей, зайдёт в тупик», — подчеркнул Владимир Лепехин.
Ольга Зиновьева напомнила — ее супруг высказывался о «громаде страшных веков», о бесперспективности мира, в котором не останется места для человека. По мнению Ольги Мироновны, «надо защищать слабых, оберегать ценности простого человека, и Россия сейчас к этому возвращается… А вот Украине, уже оказавшейся во тьме, не помешало бы проанализировать произведения автора «Зияющих высот» и сделать соответствующие выводы…».
Для того, чтобы наследие Александра Зиновьева не «кануло в лету», а было изучено, востребовано и взято на вооружение образованными людьми в России, Ольга Зиновьева в свое время и создала Зиновьевский клуб. Четыре последних года она готовила к печати первую биографию философа на русском языке «Александр Зиновьев или Прометей отвергнутый». Результат кропотливой работы ведущего научного сотрудника Государственного Литературного музея Павла Фокина увидит свет 30 августа 2016 года и сразу отправится на Книжную выставку, которая пройдет в Москве в начале сентября.
Этот труд представляет собой попытку постичь «феномен Зиновьева», тогда как один из самых ярких русских мыслителей ХХ века в России до сих пор остается в «зоне молчания», куда его упрятало советское руководство еще в 1976 году. Имя автора «Зияющих высот» звучало на всех языках мира, а на его родине старательно делали вид, что такого писателя нет вовсе.
В СССР Александра Зиновьева лишили званий, наград (в том числе фронтовых), гражданства. Капитана авиации разжаловали в рядовые и в 1978 году выслали в Германию. На Западе его встретили аплодисментами как врага Советского Союза — но вскоре поняли, что использовать философа против его собственной страны не удастся. Не каждому человеку под силу очутиться в изгнании и сохранить любовь к своей Родине, а Зиновьев – смог. Адаптировавшись в новой среде, семья великого мыслителя практически последней получила разрешение вернуться.
«Мы возвращались к себе домой: не к руководству страны, не к тому слою людей, ухвативших власть и рвавших её на части, — пояснила Зиновьева. – Мы возвращались на Родину, а это понятие – священное. Нас очень жестоко выгоняли. Его единственного из всех высланных диссидентов, разжаловали в рядовые, то есть – провели через процедуру гражданской смерти. После такого человека можно только казнить. По горячим следам после нашего отъезда некоторые занялись шельмованием Зиновьева, смешали с грязью его имя, вымарали его из всех энциклопедий. Его идеи начали растаскивать без всяких ссылок. Но Зиновьев продолжал жить».
В самые сложные периоды жизни великого философа его поддерживала на первый взгляд хрупкая, но вместе с тем сильная духом женщина, его жена Ольга Мироновна, прошедшая с мужем «огонь, лед и медные трубы» эмиграции.
«Каково это – быть супругой гениального человека, еще и с настолько тяжелой судьбой?» — звучит вопрос из зала, на что Ольга Мироновна улыбается и пожимает плечами. «Наша встреча – это судьба…Это был самый сложный вызов моей жизни – следовать Александру Александровичу. Каждый день с ним становился испытанием, потому что Зиновьев не был банальным человеком. Если он спрашивал твоё мнение, ты должна была его озвучить. Этот человек учил меня думать, помог встать на ноги и смотреть на мир его глазами». Она признается: человек, «провоевавший судьбу», не может быть гладким, уютным и покладистым. «И я не была «душечкой», а – единственным критиком, всегда что-то исправляла и говорила, что он может писать лучше, — делится Ольга Мироновна. – Я не должна объяснять, почему я выбрала Зиновьева. Я жена Цезаря. Это презумпция невиновности».
Рассказывая о силе личности супруга, Зиновьева подчеркнула, что он вернулся в Россию, чтобы «спасти страну от гибели». Сегодня, по словам соратницы мыслителя, нашему государству необходимы люди, которые «говорят и делают». «Александр Зиновьев не поддержал бы сегодня ни одну партию, выдвигающую кандидатов на выборы, — предположил Лепехин. – Он бы характеризовал действия конкретных персон, а не отдельных политических партий. Истинный учёный не может занимать какую-то политическую позицию. Наука важнее». Не осталась без внимания аудитории персона нынешнего Президента Российской Федерации. Что бы сказал Зиновьев о его манере правления? «Если бы Александр Александрович рассуждал о личности Путина, он бы отдал должное его безупречной позиции государственника, который принимает не всегда популярные меры, который не теряет лица, в отличие от западных политиков. Его не в чем упрекнуть, не за что «ущипнуть». Он феноменальный игрок в политический покер. Я горжусь таким президентом». И тут же добавила про связь имени Путина и Крыма: «Крым – это свободная страна. Вы — не «довесок» и не «добавок». То, что произошло с Крымом – это естественный процесс. Нам и санкции идут на пользу. Я счастлива, что вы можете анализировать, задавать вопросы. Самое главное – делать выбор! То, что у вас произошло – это священная весна!» — уверена Зиновьева.
По окончании встречи Ольга Мироновна вручила самым активным участникам дискуссии и представителям библиотек книги Александра Зиновьева, а также поделилась планами о проведении на полуострове литературного фестиваля его имени. «Ко мне обратились представители итальянского театра, научные деятели с идеей создания такого литературного фестиваля, причемпервое мероприятие они предложили провести в Крыму, чтобы продемонстрировать жителям полуостровасвою поддержку и солидарность», — подытожила Ольга Мироновна.
Дополнительные материалы по посещению Зиновьевским клубом Крыма в августе 2016 г.:
Ольга Зиновьева: Хороших людей в мире больше, чем плохих
Ольга Зиновьева: до возвращения в Россию Крым был под оккупацией бездельников
Владимир Лепехин: Столкновение цивилизаций: Крым и Киев – два символа российской истории
Владимир Лепехин: Зияющие высоты русской культуры и ее враги
Ольга Зиновьева: То, что произошло с Крымом – это ваша «Весна Священная!»