Новая Международная ежегодная премия интеллектуальной литературы имени Александра Зиновьева, учрежденная в России, будет вручаться талантливым авторам как в нашей стране, так и представителям зарубежной русской общественности. Об этом было заявлено 28 сентября на пресс-конференции в конференц-зале Россотрудничества, приуроченной к старту премии.
В мероприятии приняли участие: председатель жюри Ольга Зиновьева — президент Фонда «АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ»; заместитель руководителя Россотрудничества Михаил Брюханов; представитель Администрации Орловской области Наталья Георгиева; заместитель председателя жюри Сергей Шаргунов — писатель, журналист, общественный и политический деятель, депутат Госдумы РФ; член жюри Юрий Поляков — писатель, драматург, член Общественного совета при Комитете по культуре Госдумы РФ; член жюри Игорь Волгин — советский и российский литературовед и историк, поэт, доктор филологических наук, президент Фонда Достоевского; Юрий Афонин — заместитель председателя ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ; член жюри Павел Фокин — филолог, историк литературы, кандидат филологических наук, биограф Александра Зиновьева; член жюри Дмитрий Поляков-Катин — писатель, координатор премии имени Александра Зиновьева; член жюри Дмитрий Касаткин — писатель, издатель, коммерческий директор издательства «Художественная литература»; координатор направления «Поэзия» премии Владислав Маленко — поэт, режиссер, актер, художественный руководитель Государственного Музея Сергея Есенина в Москве, основатель и художественный руководитель Московского театра поэтов; член жюри Сергей Шулов, главный редактор журнала «Отечественные записки».
Открывая пресс-конференцию, Дмитрий Поляков-Катин отметил, что: «Премия изначально задумывалась как некая антитеза бессмысленности, охватившей наше культурное пространство. Она спорит с той литературой, которая построена на отрицании всех смыслов и точек опор, в том числе, и даже в первую очередь, духовных».
«Премия абсолютно уникальна, ей нет аналогов в мире, поскольку русский дух, русские словесность и духовность — это явления Русского мира, — заявила президент фонда и председатель жюри Ольга Зиновьева, открывая пресс-конференцию. — Я очень горжусь, что живу в такое время, когда могу назвать именем Александра Зиновьева такое монументальное явление как международная премия».
«Это новый инструмент для замера интеллектуальной температуры нашего общества. Уверена, русская литература была и всегда будет впереди всех ментальных процессов. Она не являлась образцом для подражания, она была образцом для раздражения. И раздражая общественное мнение русская литература порождала новое явление», — подчеркнула Ольга Зиновьева.
Премия, с точки зрения Сергей Шаргунова, не только отстаивает, но и продолжает дело Зиновьева. «Александр Александрович Зиновьев — несомненно, уникальный философ, мыслитель. Как он сам говорил о себе: „Я есть суверенное государство из одного человека“. И как мне кажется, этот принцип может быть положен в основу отбора тех интеллектуальных прозаических, поэтических и публицистических текстов, которые придут на конкурс, окажутся в длинном и коротком списках и станут победителями премии», — отметил Шаргунов.
«Думаю, что несмотря на многочисленные разговоры о большом количестве литературных премий, на самом деле их ужасно не хватает — настоящих, серьезных, обращенных к подлинной литературе, — считает Шаргунов. — Нам, нашей премии, нельзя скатиться в шаблоны и суетную сиюминутность. Нам нужно поддержать самое достойное, бесспорно достойное, пускай и парадоксальное. И это даст жизнь премии в дальнейшем, потому что хочется, чтобы она продолжалась.
Зиновьев был удивительно мужественным человеком — и на фронте, и в противостоянии общим местам, толпе и номенклатуре. И это позволило ему быть мужественным интеллектуалом и художником. С его обостренным одиночеством, он одновременно искал верный общий человеческий знаменатель, который может соединять самостоятельных, я бы сказал, солнечно-строптивых людей. И зиновьевская мысль о коллективном действии, о солидарности — она тоже крайне актуальна в наше время. И при том, что нам предстоит выделить и поддержать очень разных авторов, наверное, будет и нечто общее, объединяющее их. Я надеюсь, что это будут сострадание и сочувствие нашей стране, народу, обществу, а также свободомыслие, которое отличает настоящего автора, художника и интеллектуала», — заключил Сергей Шаргунов.
Премия нацелена на поиск и поощрение творческих изысканий талантливых авторов как в России, так и среди представителей зарубежной русской общественности, отметил Михаил Брюханов. «Цель деятельности фонда „АЛЕКСАНДР ЗИНОВЬЕВ“ и этот великолепный проект абсолютно сочетаются с миссией Россотрудничества, одной из составляющих которой является знакомство всего мира с глубиной русской мысли и богатством русского языка. Премия имени Александра Зиновьева — уникальный проект по продвижению русской мысли, русского интеллектуального слова; великолепная возможность для русского, русскоязычного зарубежья высказать свое мнение, быть услышанными», — подчеркнул Михаил Брюханов.
На высокую значимость международной премии для русской общественности и литературного сообщества указал Юрий Афонин.
«Сама инициатива учреждения подобной премии — новаторская. И я думаю, что вслед за Орловской областью, поддержавшей эту идею, последуют и другие регионы России, которые подключатся к этой работе», — отметил Афонин.
«Самое главное, чтобы актуальное наследие Александра Александровича глубже проникало не только в академическую среду, но и в умы молодежи», — сказал он.
Поддержка Международной премии имени Александра Зиновьева губернатором Орловской области Андреем Клычковым носит важное символического значение — Орловская область считается центром современной литературной жизни, подчеркнула Наталья Георгиева. «Мы уделяем особое внимание вопросам развития русского языка и сохранению литературного наследия», — отметила она.
«Я горд тем, что меня пригласили в жюри этой премии, — сказал в своем выступлении Юрий Поляков. — Мы видим общее интеллектуальное и художественное падение отечественной литературы, что в частности отражается на качестве книг, которые становятся лауреатами литературных премий. Эти книги напоминают мне пародии Евгения Сазонова в советской «Литературной газете», хотя эта проза вроде бы написана на полном серьезе. И даже тех писателей, которые получают государственные премии, по меркам XIX века даже авторами второго ряда назвать трудно — это скорее третий или четвертый ряды.
И у нас с новой премией есть возможность явить высокий уровень литературы, тем более, что образец такого уровня нам дает наследие Александра Александровича Зиновьева, который был и глубочайшим парадоксальным мыслителем, знатоком жизни, и человеком, виртуозно владевшим русским языком, — отметил Поляков. — Мы должны очень серьезно поднять планку языкового уровня соискателей, потому что большинство нынешних произведений можно перевести, скажем, на английский с помощью школьного словарика.
Я думаю, жюри премии должно проявлять особое внимание к языку, несмотря на то, что произведения будут приходить со всего мира. Нам надо поставить перед собой сверхзадачу: показать, что отличные, по-настоящему глубокие книги, написанные на хорошем русском языке, существуют и эти книги — лауреаты премии Александра Зиновьева», — заключил писатель.
«Премия должна быть уникальной, — подчеркнул в своем выступлении Игорь Волгин, — и соответствовать уникальности такого явления, как Александр Зиновьев.
Я задумываюсь — какими качествами должна быть интеллектуальная литература? Ну, скажем, стихи — у нас есть пример тютчевской философской линии. С другой стороны, можно вспомнить, что Иосиф Бродский говорил, что поэзия не имеет эпитетов. То есть любовная лирика может быть глубоко философской.
Считаю, что премия имени Зиновьева должна отличаться от других литературных премий — она должна быть очень высокого интеллектуального и художественного уровня, — считает Волгин. — Для этого нам надо выработать критерии, требования, которые мы предъявляем к тексту — прозаическому, поэтическому, публицистическому. Необходимо продумать также статус премии, её концепцию, идеологию. Это — очень важно», — заключил Игорь Волгин.