В России учреждена новая Международная ежегодная премия интеллектуальной литературы имени Александра Зиновьева.
Наш корреспондент попросил Сергея Шаргунова, заместителя Председателя Жюри премии, писателя, журналиста, депутата фракции КПРФ в Госдуме РФ, сопредседателя Союза писателей России ответить на некоторые вопросы.
— В чем, по Вашему мнению, главная особенность интеллектуальной прозы? Каких авторов должна привлечь новая литературная премия?
— Меня участвовать в этой премии пригласила Ольга Мироновна Зиновьева, вдова и хранитель творческого наследия Александра Александровича Зиновьева. По-моему, очень важно, что премия связана с именем Зиновьева. Ведь именно он — пример настоящего интеллектуала. Интеллектуал — это человек, обладающий большим кругозором и одновременно способный на инаковое, самостоятельное, иногда даже строптивое осмысление реальности.
Есть очень верное сочетание слов: мужественный интеллектуализм. Так вот, зачастую требуется интеллектуальное мужество, для того чтобы оставаться самим собой и отстаивать свою позицию. Зиновьев говорил о себе, что он суверенное государство из одного человека. Думаю, что так же можно сказать и о каждом подлинно мыслящем литераторе.
И наша премия, конечно, обращена к мыслителям. Это — и философы, и публицисты, и историки, и литераторы. К людям, которые не конъюнктурны, и которые, опираясь на собственные выстраданные представления о жизни, о мире, о стране, о людях, отстаивают свою позицию.
— Литературных премий в России немало. Где-то сообщается о нескольких десятках, в других источниках указывается цифра несколько сотен. Словом, много. Как мне кажется, есть большой риск затеряться в этом сонме, не прозвучать во весь голос. В чем, с Вашей точки зрения, особенность, изюминка, так сказать, премии имени Александра Зиновьева?
— Я думаю, что у нас в этой области несмотря на кажущиеся изобилие и разнообразие, тем не менее наблюдается дефицит На мой взгляд, не хватает сильных, уважаемых, авторитетных премий, которые могли бы поддержать по-настоящему значимых авторов.
Я, например, как главный редактор журнала «Юность» сейчас думаю о создании премии имени Валентина Петровича Катаева, основателя журнала, за рассказ. Ведь сегодня у нас не существует ни одной по-настоящему значимой премии за этот жанр прозы. Так что повторю: авторитетных серьезных премий недостает. А премии за интеллектуальную литературу вообще не было. Так что премия имени Александра Зиновьева очевидно восполняет этот пробел.
— Литературный процесс в России, да и во всем мире, испытывает не самые лучшие времена. Сможет ли премия имени Александра Зиновьева поспособствовать этому процессу, оказать на него позитивное влияние? Какие у Вас ожидания на этот счет?
— Я надеюсь, что результаты премии — книги — будут представлены на самых серьезных авторитетных площадках, в том числе и на зарубежных книжных выставках и ярмарках. Мы рассчитываем на то, что авторы, попавшие в короткий список и тем более ставшие победителями, будут переводиться на другие языки. И в этом смысле пример Зиновьева, который несмотря на свое бунтарство и нонконформизм, был весьма и весьма популярен и в стране, и за рубежом, должен, на мой взгляд, вдохновлять наших авторов.
Что же касается литературного процесса, то тут, я думаю, не стоит поддаваться пессимизму: выходят прекрасные книги, они переводятся на основные языки мира, и вообще очень много талантливых авторов. Может быть, им просто не уделяется должного внимания — но это уже относится не к самому литературному процессу, а к его информационному обеспечению, к популяризации в СМИ. И я как ведущий авторских программ на телеканалах «Россия 24» и «Культура» приложу усилия, чтобы лучшие авторы интеллектуальной прозы и их книги стали известны нашей аудитории. И вообще постараюсь поддержать премию на всех уровнях, прежде всего, в память об Александре Зиновьеве, человеке, общение с которым было для меня честью.
Беседовал Вадим Лапунов, Агентство СЗК