Минске в гостях у Международного медиа-клуба «Формат А-3» побывала Ольга Зиновьева, вдова и соратник интереснейшего мыслителя нашего времени, всемирно известного философа и писателя Александра Зиновьева.
3 июня в конференц-зал Белорусского государственного университета послушать Ольгу Мироновну и задать ей свои вопросы пришли не только студенты, магистранты, аспиранты и преподаватели БГУ, но и гости других столичных вузов, а также видные юристы, публицисты и политологи Беларуси. Беседа проходила оживленно — два часа пролетели совершенно незаметно.
Тема встречи была заявлена как «Российско-европейский список разногласий», однако дискуссия получилась шире и глубже, вобрав в себя и частные вопросы антологии литературного сюжета в творчестве Александра Зиновьева, и более общие — о будущем Европы и мировых истинах.
Ольга Мироновна рассказала, что последний раз была в Белоруссии вместе с Александром Александровичем в 1999 году, когда они только что вернулись из вынужденной эмиграции, в которой провели 21 год. Поэтому приглашение, которое они получили от посольства в Белоруссии, а затем и лично от Президента Александра Лукашенко, было для них большой честью. Великий философ потом вспоминал о том, что разговор с белорусским лидером был очень искренним, содержательным и глубоким.
«Недавно Левада-Центр провел опрос о главных врагах и главных друзьях России, — сказала во вступительном слове Ольга Мироновна. — Среди лучших друзей, и вы, наверно, уже слышали о результатах исследования, на первом месте идет Белоруссия. Пятьдесят процентов опрошенных отдали свои голоса стране, которая разделяет наши взгляды и принимает наши ценности, страна, которая глубоко уважает нашу общую историю».
Ольга Зиновьева избрала для разговора об Александре Александровиче необычный подход, ориентируясь на главное – раскрытие сущностных качеств личности гениального философа, определивших всю его жизнь и творчество. Ведущим из этих качеств, по ее меткому определению, являются бескомпромиссность и способность оставаться верным самому себе. «Александр Александрович отличался смелостью мышления, он никогда не перекладывал ответственность на плечи других, поэтому, когда в 1976 году вышел в свет первый социологический роман «Зияющие высоты», который был переведен затем на 26 языков мира, для западного общества естественным ходом мысли было приписать Зиновьева к диссидентам. Для самого Александр Александровича это не было ни утешением, ни наградой. Он неустанно повторял, что он не диссидент. Да, это был отдельно и исключительно мыслящий гигант, у которого не было необходимости присоединяться к какой-то группе. Когда 6 августа 1978 года нас выставили из Советского Союза, Запад нас встречал шквалом аплодисментов. Буквально сразу же, на первой же пресс-конференции, Александра Александровича приветствовали «в мире свободы и поздравляли с тем, что наконец-то освободился из этой тюрьмы народов». На что Зиновьев, не отличаясь дипломатическим тактом, сразу же заявил: «А я не чувствовал себя в тюрьме народов. В СССР я был свободным человеком до того момента, пока я не нарушил правила идеологического поля, в котором работал».
Мыслитель объяснил, что на родину нельзя обижаться. Его позиция была тогда непривычной, ведь тучи диссидентов оказывались на Западе и били себя кулаками в грудь, рассказывая, как их «пытала» советская власть, давая ученые звания, премии и награды.
Когда поняли, что Зиновьев не будет плясать под их дудку, его стали называть «рукой Москвы» и даже записали в полковники КГБ. В ответ на эти ярлыки в одном из интервью знаменитый философ иронично заметил: «В моем возрасте это как-то низковато. Называйте меня хотя бы генералом».
Ольга Мироновна рассказала публике о том, что это был человек-энциклопедист, с которым можно было говорить и про орнитологию, и про шахматные этюды, и про историю, и про философию, и про логику. «Он все-таки принадлежал к трем ведущим логикам мира, и это тоже надо было понимать», — отметила она…
Ярослав, первокурсник факультета философии и социальных наук БГУ задал вопрос, с которым в зале многие не согласились: «Я родился в 90-м году, незадолго до того, когда советская оккупация в Беларуси закончилась. И мне вообще-то российские ценности не совсем понятны. А что это собственно такое – эти самые российские ценности?».
Ольга Зиновьева предложила определиться в терминах. «Это то, что требовал Зиновьев, прежде чем вступать в какую-либо дискуссию. Вы можете дать определение, что такое советская оккупация и в чем она проявлялась?» — уточнила она.
Зал, поддерживая гостью, зааплодировал. Молодой человек слегка замялся: «Скажу по-простому: центр — в Москве, подчинение — в Минске. Это политическая, экономическая, культурная гегемония Москвы в Беларуси». В этот момент слово попросил декан философского факультета БГУ. Он поблагодарил студента за вопрос и в развернутой форме высказал свое мнение: «Оккупация — это занятие иностранными вооруженными силами государства не принадлежащей ему территории. По поводу культурной гегемонии… Вы, наверно, не знаете, что «белоруссизацию» проводили большевики в 1917 году. Собственно белорусские партии получили на выборах в Учредительном собрании 0, 2 процента голосов. Во время «оккупации» в Беларуси в 1921-м году был создан университет, в котором вы учитесь. Во время «оккупации» в 1923-м году открыли Институт белорусской культуры. Во время «оккупации» в 1928-м году создали Академию наук, во время «оккупации» творили и стали народными писателями Кондрат Крапива, Иван Мележ, Якуб Колас, Янка Купала, был создан «Беларусфильм» и так далее. «Оккупанты» спасли Беларусь от генерального плана «Ост», по которому 75 процентов нашего населения должно было быть уничтожено. «Оккупанты» включили Беларусь в состав государств -учредителей Организации Объединенных Наций, создали белорусскую промышленность… Вот это все сделали «оккупанты», — заключил Вадим Гигин. Зал поблагодарил лектора долгими аплодисментами.
На взгляд Ольги Зиновьевой, сегодня западная цивилизация достигла апогея своего развития, и она предлагает миру свой глобальный проект, который предполагает, что история западных обществ является универсальной и что западные народы в авангарде всего человечества.
«Мы мозолим глаза на Западе тем, что мы счастливы и живы, хотя еще вчера были приговорены к полному уничтожению, — считает она. — Для кого-то большой неожиданностью оказались Крым, а потом позиция России по Сирии. Санкции, которые ввели против нас, пошли нам на пользу. Надо уметь собираться в кулак перед лицом врага. Россия самодостаточна, и сбрасывать ее со счетов нельзя».
Автором лучших вопросов гостья, как и обещала, подарила книги Александра Зиновьева.
В конце встречи Ольгу Мироновну ожидал сюрприз. Слово взяла Мария Сонгаль, которая, как оказалась, готовится в начале июля к защите кандидатской диссертации на тему «Социальные преобразования в СССР и постсоветской России в философском исследовании А. А. Зиновьева». Она выразила глубокое уважение и признательность за сохранение творческого наследия мыслителя и гражданина Александра Зиновьева и подарила на память свою рукопись. К радости аспирантки Ольга Мироновна пообещала приехать на защиту ее научного труда.
4 июня, в продолжение визита Ольги Зиновьевой, в стенах БГУ состоялся круглый стол, темой которого стало эволюционное содержание понятия «идеология», а также принципы выработки общих идей Союзного государства. В его работе приняли участие представители академических кругов и известные в стране журналисты. Среди участников мероприятия — директор Института ЕврАзЭС Владимир Лепехин, писательница и социолог Жанна Грищенко, политолог и публицист Вадим Елфимов, политический обозреватель «Белтелерадиокомпании» Андрей Кривошеев, руководитель портала «ИМХО.КЛУБ. by, философ и публицист Алексей Дермант, главный редактор портала «Западная Русь» Игорь Зеленковский и многие другие. Более двух часов велись споры о наследии и пророчестве Зиновьева, о перспективах построения Союзного государства, о новых вызовах, стоящих сегодня перед нашими странами.
Владимир Лепехин считает, что ключевым для экспертов и российских элит стоит вопрос субъектности идеологического концепта. По мнению директора Института ЕврАзЭС, наиболее приемлемым вариантом является употребление термина «российская цивилизация», в рамках которой возможно конфессиональное, этническое и культурное единство и разнообразие.
Дополнительные материалы по посещению О.М. Зиновьевой Минска в июне 2016 г.:
03.06.2016, Спутник Беларусь — Студенты и преподаватели БГУ встретились со вдовой Зиновьева
05.06.2016, СБ Беларусь сегодня — Россия-Запад: список раздора
06.06.2016, Спутник Беларусь — Ольга Зиновьева: у белорусов есть чувство суверенности
08.06.2016, 7 дней — Ольга Зиновьева:«Мы жили на котурнах»
08.06.2016, Чеснок — Конвергенция или Солидарность? Интервью с Ольгой Зиновьевой