Кажется, уже все высказались по поводу уходящего 2015 года и наступающего 2016-го: во всех мыслимых и немыслимых ключах и тональностях, практически одновременно, как в многочисленных ансамблевых сценах оперы «Золушка» Россини. Никто не остался чужд эмоциональному накалу, впрочем, этого-то можно было ожидать.
Охватывая взглядом и вспоминая геополитические впечатления 2015 года, никак не можешь отделаться от ощущения настырного навязывания нам (не только жителям России, но и странам Европейского Сообщества) чужого, враждебного, агрессивного сценария дальнейшего ползучего развития планеты. Да нет, не развития, а стагнации в условиях бессмысленных антироссийских санкций, за которыми следовали проявления озверелой русофобии и надсадной лжи глобального масштаба.
А так как санкции против России не оказывают существенного влияния на экономику США, поэтому Белый дом не торопится их отменять, предпочитая таким образом нагнетать конфронтацию на европейском континенте.
Мировая политика являет собою мгновенно реагирующую на все события паутину, внутри которой располагается бдительный финансовый и политический паук.
В результате политики решают судьбы планеты и мирового сообщества, используя весь имеющийся в их распоряжении неограниченный арсенал на большой «шахматной доске» мира: мировую банковскую систему; клановые надгосударственные связи; гигантскую военную машину; демонстративную вседозволенность в использовании всех средств, в т.ч. запрещенные виды вооружений и тотальное прослушивание «друзей» и недругов. Народы же выброшены из большой политики.
Российский премьер Дмитрий Медведев остался верен принципу: сохранять оптимизм в любой, даже самой кризисной ситуации. «Что касается трудностей, то какая-то часть останется, но мы их преодолеем», — подтвердил он свое кредо в интервью российским телеканалам, и подытожил: «все будет хорошо», хотя по данным многочисленных социологических опросов в 2015 году россияне назвали самым главным событием вступление РФ в конфронтацию с террористами запрещенной группировки ИГ (ДАИШ).
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в уходящем году внимание россиян сильнее всего занимала международная политика. Самым резонансным событием стал конфликт России с Турцией, при этом 74% опрошенных граждан отметили, что политиком года является президент нашей страны Владимир Путин. Второе место в этом рейтинге занял глава МИД Сергей Лавров.
То есть в России мы видим консолидацию населения. А вот в Евросоюзе мы наблюдаем серьезнейший системный кризис, вызванный непродуманным расширением ЕС и НАТО на Восток, упадком «государства всеобщего благосостояния» и бюрократизацией политической жизни.
И невдомёк образованному и цивилизованному Европейскому Сообществу, шарахающемуся от доброжелательно протянутой руки России, что проблема Европы является насущной проблемой и России, на границах которой скапливаются уже десятки тысяч беженцев, ну никак не похожих на затравленных азюлянтов.
Европа напоминает мне собаку, которую никто никогда не гладил, никто ласкового слова не сказал, которая поэтому шарахается от доброжелательной руки и вопит страшным голосом. Найдите этот ролик в Интернете, и вы поймёте, о чём я.
В статье «Бедная моя Германия» я уже писала о том, какую роль призвана сыграть Германия в становлении новой Европы. И сейчас повторю, что сохранение единой Европы и её перезагрузка невозможны без сохранения и обновления Германии. При этом в общей будущей и насущной перезагрузке Европы особую роль должна сыграть не просто перезагрузка ФРГ, но предварительная перезагрузка отношений этой страны с Россией — и успех этого действа будет означать, как я полагаю, также и перезагрузку европейско-российских отношений.
Что нужно делать для того, чтобы Западная Европа восстановилась как часть единой Европы, включающей в себя и Россию?
Думаю, что решающую роль в названной перезагрузке призваны сыграть некие институции, уполномоченные и способные запустить процесс становления новой Германии и новых, свободных от диктата извне российско-германских отношений.
Здесь я поставлю запятую и замечу, что одной из таких институций долгое время была Международная общественная организация — Общество «Россия-Германия», главной целью деятельности которой является всестороннее содействие российско-германскому партнёрству в области экономики, науки, культуры, информации и в других сферах человеческой деятельности в контексте укрепления дружбы, взаимопонимания и доверия между народами двух стран.
Учреждённое 44 года тому назад по инициативе канцлера ФРГ Вилли Брандта и советского руководства (тогдашнее, доперестроечное название —»Общество СССР — ФРГ») неустанно и последовательно выполняло все задачи, заложенные в основание такого международного сотрудничества.
Недавно мне предложили возглавить это общество — и я, учитывая то значение, которое придается сегодня российско-германским отношениям, согласилась. С 23 декабря я исполняю обязанности вице-президента Общества «Россия — Германия».
Думаю, что одним из первых мероприятий Общества должно стать проведение российско-германского Форума, посвященного проблеме возможной перезагрузки отношений если не двух стран, то, по меньшей мере, общественных организаций России и Германии, нацеленных на сотрудничество. И здесь нужно понимать тот контекст, в котором, как я полагаю, должна произойти названная перезагрузка.
Об этом контексте пишет, в частности, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Владимир Лепехин в своей статье «Два ключевых события года: память против беспамятства«: «Европа была основным субъектом планетарной истории на протяжении всего последнего тысячелетия, но в минувшем году конструкция единой Европы раскололась на антагонистические фрагменты. Более того, отныне в ней доминирует принципиально новый антропологический тип в сравнении с тем, что сформировался после рождества Христова. Я бы назвал такой тип «человеком без памяти». Фактически речь идет о социальной амнезии». По мнению Владимира Лепехина, «утрата, например, Евросоюзом, главной общеевропейской организацией, статуса геополитической субъектности — вследствие отказа от своих исторических сущностей — произошла гораздо раньше 2015-го года, но в минувшем году стало окончательно ясно, что самостоятельных и собственно европейских субъектностей уже не существует. Все эти структуры стали винтиками и шестеренками другого, более глобального механизма, именуемого «Американским миром».
Действительно, сегодня Евросоюз изо всех сил, как принято говорить, «надувает щеки», стремясь участвовать в самых разных переговорах (например, по ситуации в Сирии), но в минувшем году стало окончательно ясно, что от позиций лидеров европейских стран уже почти ничего не зависит, и их участие в международных делах становится все больше декоративным.
В такой ситуации Россия не может не быть заинтересованной в перезагрузке отношений с той частью Европы, которая стремится сохранить свою суверенность, и в этой перезагрузке, повторю, особая роль принадлежит Германии.
Надеюсь, что наступающий год станет годом перезагрузки российско-германских отношений, следствием чего станет — я уверена — возрождение независимой Европы, действующей в своих собственных интересах.
Последнее напутственное слово 2016 году будет, конечно же, за нашим президентом за 5 минут до прощания со старым, 2015 годом.
А пока от имени Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» поздравляю с Новым годом всех нас, 146 с лишним миллионов сограждан, живших в непростых условиях 2015 года, отстоявших честь и достоинство нашей неделимой, многонациональной Родины. Мы продемонстрировали решимость бороться за нашу Россию — на дальних и близких рубежах, при свете софитов на международных ассамблеях и в туманных колючих ограждениях российских кордонов — на суше, в воздухе, в космосе, на воде и под водой.
Мы любим Россию!