Программу «Персона грата» ведёт Виталий Ушканов.
За повседневной суетой, за оживлённым обсуждением растущих цен, падающего рубля, очередного посаженного коррупционера современному человеку в этом безбрежном цифровом мире весте и новостей всё сложнее остановиться даже не оглянуться, но оглядеться и подумать. Причём подумать не о новой модели экономического роста, не о новых геополитических борениях каких-то, подумать о себе, о высоких материях и о глубоких смыслах. То ли мы сами отвыкли от таких размышлений, то ли жизнь нас от этого отучила.
Сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Ольга Зиновьева — желанная персона в студии «Радио России».
Сейчас молодые люди очень часто начинают восторгаться жизнью при коммунистах. Они в глаза не видели эту жизнь, они судят по обрывочным воспоминаниям родителей, бабушек, дедушек, которые, естественно, вспоминают то время как молодость, когда деревья были зелёные, небо голубое и всё замечательно. Но этим молодым людям надо же сейчас объяснять, что советская эпоха не была таким раем, как её описывают те же коммунисты современные.
О. Зиновьева: Я Вам даже возражать не буду, постольку поскольку это очевидно. Понимаете, это аксиоматично. Каждый строй имеет свои плюсы и свои минусы. Но они сейчас чувствуют себя обкраденными на те же самые плюсы и те же самые минусы. Их лишили этого опыта коммунистической жизни, их лишили опыта коммунистического общежития, опыта пионерских отрядов.
Когда я моим внукам читаю «Васёк Трубачёв и его товарищи», они говорят: «Ой, бабуль, какая ты счастливая». Какую книгу не возьмёшь, они только смотрят на меня с широко открытыми глазами. И старшая дочь, и младшая дочь тоже понимают, как было здорово, что нам было тяжело. Это не мазохизм, боже сохрани. Просто у нас была особая эпоха.
В российских блогах словосочетание «духовные скрепы» используют, как правило, с такой негативной коннотацией и по сути противопоставляют эти духовные скрепы европейским ценностям. Вот дескать в Европе нет никаких духовных скреп, о духовности там никто не говорит, никто её не декларирует, но живут они без этих придумок богаче, спокойнее и лучше. Остались ли сейчас какие-то ценности, которые надо не противопоставлять, а которые могли бы объединить Россию и Европу.
О. Зиновьева: Бесспорно. Проблема мира и войны, проблема счастья на земле, проблема будущего для детей. Мало того, что ты даришь жизнь новому человеку, он без тебя бы не родился, но ты должна подарить ему такой мир, за который тебе не будет стыдно, за который не придётся извиняться.