Статья является ответом на обращение сопредседателя Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Ольги Зиновьевой к членам клуба дать свою оценку складывающейся в мире ситуации.
Алексей Панкин
Как нам победить заразу. Манифест радикального конформиста
В выступлении на одном из заседаний Зиновьевского клуба я говорил, что современный человек живет в состоянии принципиальной неопределенности. Его личного опыта и прошлых знаний явно не хватает, чтобы разобраться в многочисленных новых ситуациях, событиях, явлениях, c которыми сталкивает лавинообразно усложняющаяся жизнь. Огромный поток информации, обрушивающийся на него, скорее затрудняет, чем облегчает понимание. Руководством при попытках разобраться в таких ситуациях, событиях, явлениях может быть только собственная интуиция, и представление о правдоподобии предлагаемых объяснений, — декларировал ваш покорный слуга.
Сегодня, в разгар пандемии коронавируса, я снимаю тезис о пользе теста на правдоподобие.
Судите сам. Идут споры о том, является ли нынешняя катастрофа продуктом чьей-то злой воли, или же природным стихийным бедствием.
Если вы представляете себе масштаб спецопераций, дезинформационных кампаний периода «холодной войны» (о некоторых эпизодах я писал в колонке Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» в статье «В «холодной войне» США победили обманом»); если вы прочитали книгу раскаявшегося сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена «Личное дело» («В глубоком тоннеле под ананасовой плантацией… я сидел за терминалом, откуда имел практически неограниченный доступ к средствам коммуникации почти каждого мужчины, женщины или ребенка, который хоть раз набрал телефонный номер или коснулся компьютерной клавиатуры»), вы не можете не рассматривать гипотезу о заговоре и в данном конкретном случае.
С другой стороны, член Зиновьевского клуба Срджа Трифкович в статье COVID-19 in the Light of History в этом разделе напоминает нам о многочисленных эпидемиях прошлого, случавшихся по чисто естественным причинам, и приводивших к колоссальным общественным катаклизмам. Да, что говорить! Целые цивилизации, случалось, гибли только от того, что меняли свои русла реки.
В случае с коронавирусом правдоподобны обе версии – заговора и стихии -, но ни одна из них стопроцентно не верифицируема.
Получается, что полагаться остается только на свои инстинкты, интуицию, которые суть вещи иррациональные, но всегда на чем-то основывающиеся. Сродни вере в Бога.
Во что же нам верить?
Напомню, что несколько лет назад состоялось заседание Зиновьевского клуба, посвященное современному консерватизму. Оригинальный мыслитель Модест Колеров сказал там, что русский консерватизм сегодня – это сплочение вокруг власти. В мирное время этот тезис был бы яростно оспорен, но во время начавшейся с переворота на Украине в феврале 2014 года открытой экономической, информационной и проч. войны Запада против России, он не вызвал особого отторжения. С тех пор и информационное, и экономическое, и силовое давление на нашу страну только усилилось, а тут еще и пандемия. Похоже, другого выбора, кроме как доверять власти, у нас в этих условиях просто нет. Она единственная, кто несет ответственность.
Заслуживает ли эта власть доверия? Давайте используем в качестве методологических указаний в данном вопросе то, как Александр Зиновьев писал о Великой Отечественной войне.
Как фронтовик, он чаще прибегает к сатире, чем к героическому эпосу: солдаты в бесконечных поисках жратвы и баб, нелепые приказы командиров, офицеры, заискивающие перед начальниками, распределение наград не по достоинству, а по блату…
Как аналитик, абстрагирующийся от деталей, он описал созданную в Советском Союзе грандиозную систему управления с Коммунистической партией в основе, которая позволила стране, обескровленной почти десятилетием войн и революций, нанести поражение практически всей объединенной Гитлером Европе. А та ведь значительно превосходила СССР и по экономическому потенциалу, и по качеству человеческого материала.
И все это – не разные, параллельные, миры, а одна реальность.
Что же мы видим в наше время? Сидя в окопах, мы обращаем внимание на неподобающий уровень бедности, с одной стороны, и на куршевели, с другой. На всепроникающую коррупцию, не взлетающие ракеты, горящие торговые центры. Но если окинуть мысленным взором весь путь, пройденный за последние 20 лет, то станет очевидным, что после десятилетия разрухи вектор движения был направлен в сторону развития.
Сегодня мы имеем:
1. Вполне боеспособную армию
2. Надежное оружие сдерживания
3. Сбалансированный бюджет и минимум внешнего долга
4. Продовольственное самообеспечение
5. Одну из самых диверсифицированных экономик мира в смысле наличия (почти) всех отраслей, способных обеспечить самостоятельное существование страны в самых тяжелых внешних условиях.
6. Опыт организации сложнейших проектов в ходе подготовки к олимпиадам-универсиадам-чемпионатам-саммитам и проч.
Аналогичная ситуация и с нынешней пандемией коронавируса. Каждый день социальные сети взрываются возмущением по поводу действий властей, некоторые из каковых и впрямь выглядят нелепыми. Но если приподняться на высоту птичьего полета, то мы увидим страну, простирающуюся от Балтики до Тихого океана и от Заполярья до субтропиков, чрезвычайно неравномерно заселенную, с чиновничеством, не привыкшим принимать самостоятельные решения, и народом, не очень жалующим жизнь по правилам. И вот здесь, тем не менее, формируется система реагирования на непредвиденную чрезвычайную ситуацию, которая вполне достойно (тьфу-тьфу-тфьу) выглядит на фоне имеющегося мирового опыта.
В свете сказанного, я лично сознательно занял позицию радикального (но не воинствующего) конформизма и прописал для себя следующие правила жизни при коронавирусе.
1. Относись к властям с позиции презумпции невиновности. Не стесняйся хвалить их. Критикуй, но не злорадствуй и не обличай. Люди, несущие ответственность, совершают ошибки (чаще всего) не потому, что они дебилы (как уверены обитатели соц.сетей), а потому, что когда ты делаешь что-то в первый раз и в условиях цейтнота, огрехи неизбежны. Помнится, один из руководителей штаба по ликвидации последствий Чернобыльской аварии, выдающийся инженер и организатор, сказал мне: «Все инструкции по безопасности во всем мире написаны кровью».
2. Принимай к сведению только официальную информацию. Выполняй указания руководства.
3. Говори только если тебе есть, что сказать, и если ты можешь доказать каждое свое утверждение. Единственное допустимое исключение из этого правила – это высказываться по личной просьбе Ольги Мироновны Зиновьевой.
4. Не думай о спасении Родины, думай о тех, кто находится от тебя на расстоянии вытянутой руки: соседях, друзьях, дальних родственниках, которым ты помогать не обязан и которые не ждут от тебя помощи, но которые в помощи нуждаются.
Возможно, кто-то, прочитав эти строки, сочтет возможным поддержать семейные детские дома Детские деревни SOS. Это движение еще в начале 1990-х основала в России Елена Сергеевна Брускова, журналист «Комсомольской правды» из поколения шестидесятников. Ей удалось перенести на нашу почву международную модель, где оставшиеся без родителей дети попадают в большие приемные семьи – с мамой и папой, братьями и сестрами. Им сейчас трудно, как и многим благотворительным проектам, зависящим не только от государственного, но и частного финансирования.
А в остальном же по данному пункту моих правил обстоятельно высказался член Зиновьевского клуба Владимир Лепехин в статье «Утрата доверия не лечится» в этом разделе.
Мне кажется, от того, какие ценности возобладают сегодня в обществе, зависит и то, какое общество и какая экономика сформируются на обломках общества потребления в том виде, в каком мы знаем его сегодня. После победы над заразой.