Ольга Зиновьева: Добрые дела – это кирпичики, из которых я строю огромное здание «ЗИНОТЕКИ»

О.М. Зиновьева на Зиновьевских чтениях-2015. Фото Владимира Трефилова, РИА Новости

Агентство СЗК, 25.09.2017

 

Ольга Зиновьева

 

Россия не может позволить себе бросаться такими людьми, как Зиновьев

Логотип 95-летия А.А.Зиновьева

Осенью нынешнего года отмечается 95-летний юбилей А.А. Зиновьева. Очевидно, что этот праздник, важная памятная дата для всех миллионов почитателей творческого наследия нашего выдающего мыслителя не только в России, но и в мире, вполне может расцениваться как репетиция предстоящего через пять лет столетнего юбилея А.А. Зиновьева.

Наш корреспондент встретился и побеседовал с Ольгой Зиновьевой, вдовой философа, сопредседателем Зиновьевского клубу МИА «Россия сегодня» руководителем Биографического института Александра Зиновьева, президентом Международного общества «Россия — Германия»

— Ольга Мироновна, какими мероприятиями, событиями, планами, связанными с именем  Александра Зиновьева, был знаменателен этот год?

— Пожалуй, я смогу назвать несколько прорывных моментов. С моей точки зрения, именно они являются своего рода артподготовкой к столетнему юбилею. Во-первых, образование Международного интеллектуального клуба «Зиновьев», которое состоялось 18 апреля с. г., и первая проведенная нами конференция Клуба под названием «Белградский стратегический диалог».

Я благодарна заместителю председателя Госдумы РФ Сергею Железняку, который помог создать наш Международный клуб и поддержал его. Я, признаюсь, до этого момента считала, что при наличии эффективно работающего Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» создание еще одной организации будет, наверно, излишним. Но когда появилась новая площадка в виде Клуба «Зиновьев», перед нами открылись очень большие международные горизонты.

Часть членов нашей российской делегации, которая собиралась принять участие в конференции Клуба, находится под санкциями. Поэтому выбирали место ее проведения с учетом этого обстоятельства. И вдруг мы получили предложение от Президента Сербии Александра Вучича провести конференцию нашего Клуба в Белграде.

От нас в столицу Сербии полетело 12 человек, и прием превзошел все наши ожидания –мы были нужны Сербии, нас ждали. Тут надо понимать, для Сербии всё, что идет от России, наполнено огромным содержанием. Россия помогла Сербии сначала осознать свою историческую роль, а затем начать закреплять в Европе свой новый образ – не жертвенного агнца, которого выбомбила натовская авиация, а соучастника и даже арбитра мировых процессов. И в этом смысле наша конференция, её значение для Сербии были огромными с геополитической, политической, исторической, психологической, в конце концов, точек зрения.

В Белграде было море журналистов, множество политиков, депутатов Европарламента. Не секрет, что немалое число европейцев хочет общаться со своими российскими коллегами, но в условиях санкционной политики Запада сам факт их обращения за визой в Россию может быть сопряжен с негативными последствиями для их карьеры и деятельности. Другое дело поездка в Сербию.

Я, честно говоря, полагала, что форум в Белграде будет иметь все-таки, что называется, камерный формат. А он, при колоссальном наплыве авторитетных участников, вылился в настоящую манифестацию, в демонстрацию роли и значения и Сербии, и России.

Еще одним подтверждением значения нашего форума стало приглашение меня и Сергея Железняка на аудиенцию с Президентом Сербии. По протоколу мы должны были беседовать с руководителем страны 20 минут. А в результате наша беседа с Александром Вучичем продлилась полтора часа. Для меня эта встреча – огромное событие!

Другим знаковым событием стало выездное заседание Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» и Международного интеллектуального клуба «Зиновьев» в Крыму. Оно прошло в Коктебеле на площадке юбилейного Международного джазового фестиваля Koktebel Jazz Party. К нам с приветствием обратился глава Республики Крым Сергей Аксёнов, а привезла его на заседание и огласила супруга Аксенова, руководитель Межрегиональной общественной организации «Русское единство» Елена Аксёнова.

Теперь мне осталось дождаться третьего поздравления, третьего приветствия. Со стороны уважаемого, любимого и искренне защищаемого мной Президента РФ – В.В. Путина. Я надеюсь, что мне не придется ждать до своего 90-летия, чтобы увидеть и услышать его.

— В СМИ недавно появилась информация о визите представительной китайской делегации в Кострому, на родину А.А. Зиновьева и о том, что в Китае приступают к реализации большого проекта, связанного с именем нашего великого соотечественника. Что это за проект?

Двадцатилетний международный проект «Русский Конфуций – Александр Зиновьев»

— В конце прошлого года у меня раздался телефонный звонок из Китая. Позвонившие попросили меня о встрече и сообщили, что хотят поговорить о планах относительно творческого наследия моего мужа. В Китае в свое время издавалась книга Зиновьева, которая вышла гигантским тиражом и пользовалась огромной популярностью.

И когда мы встретились, китайцы попросили меня подумать над предложением, от которого у меня буквально выросли крылья. Они задумали многолетний проект под названием «Русский Конфуций – Александр Зиновьев» с выставками, где будет представлен роскошный фотоальбом «Рисующий писатель», изданный мною в прошлом году, с конференциями, симпозиумами по всей стране, с преподаванием наследия русского мыслителя в университетах Китая, с постановкой балета «Крик» по произведению Зиновьева «Иди на Голгофу». Кстати, премьера этого спектакля прошла в 2014 году в Одессе, но он так и не добрался до России.

Я, конечно, выразила гостям свою признательность, но поинтересовалась всё же: «У вас ведь есть Конфуций и Лао-цзы…». «Нам нужен сегодня именно Зиновьев», — услышала я в ответ.

Они хотят открыть у себя музей имени Зиновьева, поставить ему памятник в городе Далянь (бывший Порт-Артур) рядом с памятниками Лао-цзы и Конфуция. Создаётся огромный общественный центр по изучению трудов Зиновьева, планируется открытие Зиновьевского клуба.

Мои гости сообщили также, что в их планы входит постановка масштабного российско-китайского фильма «Русский Конфуций – Александр Зиновьев». И с российской, и с китайской стороны уже есть режиссеры, которые станут работать над фильмом. Я сейчас не буду называть их имен – пусть на какое-то время сохранится интрига. Несколько авторов уже написали синопсисы сценария этого фильма. Я отобрала тот, который понравился мне больше всех, но не сообщила китайской стороне о своем решении. И к моей радости, китайцы остановили свой выбор тоже на нем. Не буду делать из этого тайны – автором синопсиса является моя дочь Полина Зиновьева, которая назвала его и соответственно будущий фильм «Семь жизней Александра Зиновьева».

Затем в начале августа в Москву приехала китайская делегация, и мы отправились в Кострому, на родину Александра Зиновьева. Программа была насыщенной. Мы посетили местный университет, побывали на улице, названной именем Зиновьева, возложили цветы к памятнику философа, установленному в городе, провели конференцию и, самое важное, подписали трехсторонний договор о сотрудничестве между Костромским государственным университетом, Даляньским морским университетом и Биографическим институтом Александра Зиновьева. Договор предусматривает совместную научную деятельность, обмен студентами, реализацию издательских проектов и многое другое.

И сейчас мы находимся в начале реализации этого проекта и рассчитываем развивать его.

— А есть ли планы по увековечиванию памяти нашего великого мыслителя у нас? Ведь 95-летний юбилей – это серьезная дата. А за ней грядет столетие…

Макет ЗИНОТЕКИ. Архитектурный проект Полины Зиновьевой. Автор макета Алексей Блинов

— У нас в стране, как мне кажется, по-прежнему жива такая формулировка: «Есть мнение». Мне говорили: «Давайте не будем торопиться — пусть пройдет 5 лет». Потом: «Давайте подождем 10 лет». А прошло уже 11 лет со дня смерти Александра Зиновьева.

Существует прекрасная памятная доска, автором которой является всемирно известный и признанный во всем мире скульптор Григорий Потоцкий. Мы эту доску презентовали несколько лет назад в МГУ, на открытии Международного научно-образовательного центра имени А.А.Зиновьева. Её во время торжественной церемонии представил собравшимся ректор МГУ В.А. Садовничий, который очень много сделал для увековечивания памяти Зиновьева и для продолжения его дела.

Правда, с тех пор эта доска так и хранится в моем офисе – оказывается, что МГУ для того чтобы установить ее на доме, где Зиновьев провел последние годы жизни, требуется разрешение столичных властей. Справедливости ради, надо сказать, что в Москве на здании Московского гуманитарного университета (МосГУ) в Вешняках, где А.А. Зиновьев до последних своих дней заведовал Исследовательским центром и возглавлял Школу методологии социальных исследований, установлена памятная доска в его честь. И инициировал это ректор МосГУ И.М. Ильинский, который возглавляет его и сейчас. Ему не потребовалось на это разрешения московской мэрии.

Я с большой благодарностью помню все добрые дела, которые были сделаны разными людьми в отношении имени, позиции и наследия Зиновьева. Это – кирпичики, из которых я строю огромное здание «ЗИНОТЕКИ». «ЗИНОТЕКА» — это музей с мультимедийной экспозицией, в центре которой будет находиться многогранная личность Зиновьева.

Как заявила в свое время ученый секретарь МГУ, научный центр имени А.А. Зиновьева будет… виртуальным. И эта позиция – не случайная. Я знаю, что есть люди, которые горячо, с любовью, со страстью относятся к Александру Александровичу – к его позиции, его работам, к его роли в науке, литературе, в общественном сознании. И есть те, кто столь же страстно его ненавидит. Но ведь речь идёт не о моем муже, а о человеке, который является эталоном нашей эпохи. Применять к нему формулировки типа: «Вы знаете, у нас в университете много профессоров» — нельзя. Я отвечаю в таких случаях: «А Зиновьев – один».

И она, «ЗИНОТЕКА», будет не виртуальным музеем, а вполне реальным огромным зданием, которое вместит в себя библиотеку, книжный магазин-салон, большой зал с постоянной экспозицией художественных работ Зиновьева, фото и архивных документов, рассказывающих обо всех ипостасях Александра Александровича – учёного, логика, социолога, философа, писателя, художника… Будет и огромный исследовательский, и издательский центры. Я это вижу буквально воочию.

Я не знаю, как наша власть будет и дальше обходить стороной вопрос с «ЗИНОТЕКОЙ», но она всё равно будет создана! И самое неприятное для власти случится тогда, когда ее воздвигнут в Москве китайцы. Они уже знают о моих злоключениях и очень заинтересованно следят за развитием истории с «ЗИНОТЕКОЙ».

Россия не может позволить себе бросаться такими людьми, как Зиновьев. Ведь тому «дядьке наверху», как я говорю,  почему-то надо было, чтобы Зиновьев прошёл всю войну, совершил 31 боевой вылет на штурмовике, выдержал «посадку» на Лубянку, все преследования со стороны советской власти, пять покушений, совершенных на него на Родине и за границей! Значит, этот «дядька наверху» его оберегал.

— А что не удалось реализовать, какие проекты, связанные с наследием Зиновьева, как говорится, повисли в воздухе?

— Не удалось издать полное собрание сочинений Зиновьева. Было несколько попыток, но неудачных. Меня обманули издательства «Центрполиграф» и «Алгоритм», которые не выполнили условия договоров, подписанных с ними. Там было много всего – нарушения в части копирайта, своевольное изменение дизайна и рисунка обложек, которое не согласовали со мной и многое другое.

Я подписала договор на издание десятитомника с издательством «АСТ». Однако после того как оно было поглощено издательством «ЭКСМО» и вошло в него в виде структуры, эта бумага утратила силу. Однако «ЭКСМО», как оказывается, подписывает новый договор с «Алгоритмом» и получает от него права на издание Зиновьева. И без моего согласия печатает, подпечатывает и реализует книги моего мужа.

Еще десять лет назад я мечтала издать серию «Библиотека Зиновьева» и бесплатно разослать ее по 50-ти тысячам библиотек России. Увы, в стране находятся деньги на издание третьесортной литературы, макулатуры, которая просто отучает россиян думать, но на книги Зиновьева — их нет.

Более пяти лет назад состоялся прекрасный проект – четырехсерийный фильм «Зияющие высоты», мастерски снятый режиссёром Максимом Катушкиным. В год 90-летия А.А. Зиновьева он выигрывает грант на постановку большого фильма, посвященного Зиновьеву. Однако с приходом нового министра культуры Мединского этот грант аннулируется. Ладно, отобрали деньги. Бог с ними, если бы они пошли на какое-то, действительно, благое дело. А тут, оказывается, деньги понадобились на постановку лживого, по-другому не скажешь, фильма «Сталинград». То, что там показывается, — враньё, снятое в духе блокбастера. Я, как жена фронтовика, могу говорить об этом.

Не состоялась «ЗИНОТЕКА». Есть чертежи, рисунки, макет, выполненные моей дочерью Полиной. Всё это видел в 2011 году мэр Москвы Сергей Собянин, когда посетил выставку «ЗИНОВЬЕВ ≡ ВРЕМЯ ≡ ВПЕРЁД! 60 лет с МГУ», которая экспонировалась в Музее истории в здании МГУ им. М.В.Ломоносова. Я и мои единомышленники направляли письма Собянину, в администрацию Президента РФ. Было коллективное письмо, подписанное многими академиками. То, что пришло в виде ответа из высоких инстанций, можно описать примерно так: академики, мол, несмотря на свои заслуги и труды, люди недалекие и не понимают, что на самом деле нужно государству, как и куда ему развиваться.

Знаете, в какой-то момент у меня появилась мысль – махнуть на всё рукой и увезти отсюда, из страны, все творческое и научное наследие Зиновьева. Увезти туда, где Зиновьева ждут: В Румынию, например, где готовится издание двух его книг. Или во Францию, в Италию, Англию, Грецию, в Китай… В Сербию, где хотят открыть центр, посвящённый Зиновьеву. А вот на Родине, которую мой муж защищал в годы войны, честь и достоинство которой он отстаивал, будучи в эмиграции, — нет места для его музея. Зато для всякой пошлости, порнографии у нас находятся и деньги, и место. Это лучше всяких слов говорит об убогости культурной политики нашей страны. Впрочем, на страну нечего пенять. Есть люди, которые конкретно занимаются этой политикой. И я знаю фамилию главного «негероя». Это – Мединский. Что он делает по своей воле, что – из-под палки, я не знаю. Но за ту, с позволения сказать, культурную политику, которую проводит министерство (на деньги российских налогоплательщиков, между прочим!) Мединскому, я уверена, будет несладко, когда придётся отчитываться у «дядьки наверху»…

«Не использовать такую кипучую энергию, как у Зиновьева, для государственного строительства — было преступлением, граничащим со злодеянием» (Павел Фокин «Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый», ЖЗЛ)