Агентство ФинЭк, 24 декабря 2016 г.
декабря 1991 года в Беловежской Пуще, главы России, Украины и Белоруссии поставили точку в истории СССР. Советский Союз, как невиданная доселе геополитическая реальность, как величайший социальный проект в истории прекратил свое существование. Фактически произошел глобальный цивилизационный слом, суть которого очень точно и афористично выразил выдающийся мыслитель нашей эпохи А.А.Зиновьев: «Метили в коммунизм, а попали в Россию!».
Вот уже четверть века мы живем в новой общественно-политической реальности и все это время пытаемся осмыслить сам факт существования СССР, докопаться до причин того, почему этот проект был демонтирован, определить, кто несет ответственность за это.
На днях в Международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня» прошло очередное заседание Зиновьевского клуба на тему: «25-лет без СССР: будут ли продолжены десоветизация и декоммунизация?».
«Тема заседания посвящена трагическим событиям декабря 1991 года, когда сначала произошел референдум на Украине, который был подделан от 20 до 30%, и который дал основания уже распустить Советский Союз на печально знаменитой встрече в Беловежской пуще», — отметил, открывая заседание клуба, его модератор Алексей Панкин, политический обозреватель газеты «Комсомольская правда», член Зиновьевского клуба Алексей Панкин.
«Это – очень сложная тема, очень переживаемая тема. Оказывается, эта рана не зажила еще на теле нашего общества. Я говорю это, естественно, от большинства российских граждан, — подчеркнула Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба, директор Биографического института Александра Зиновьева и президент Международного общества «Россия – Германия». — Юбилей этой даты – сложный, наполненный самыми противоречивыми переживаниями и чувствами. Я хочу зачитать одно высказывание Александра Александровича Зиновьева: «Для Запада проблема разгрома Советского Союза была не просто проблемой ослабления военного, политического, идеологического и экономического конкурента. Это была проблема уничтожения эволюционного конкурента, угрожавшего устроить мировой порядок по своему плану и имевшего на это реальные шансы». Так говорил Зиновьев. Давайте думать дальше».
При подготовке нынешнего заседания клуба родилась идея – пригласить на мероприятие, посвященное 25-летнему юбилею, тех семерых народных депутатов России, которые на знаменитом декабрьском (1991 года) заседании российского парламента отказались ратифицировать Беловежские соглашения.
Всех семерых собрать не получилось, но пятеро из них приняли участие в заседании клуба.
Первым из них выступил Владимир Исаков, бывший Председатель Совета Республики Верховного Совета РФСР: «Я хочу внести уточнение. К тому моменту, когда состоялось беловежское соглашение и его вынесли на ратификацию, я уже более года был бывшим Председателем Совета Республики ВС РФСР. И честно говоря, порадовался этому обстоятельству, потому что после голосования я не знал бы, что делать, если бы сидел в президиуме. Вставать и уходить, обругав всех перед этим? Слава Богу, я тогда сидел уже в зале, и у меня такого выбора не было».
Все выступившие участники и свидетели тех событий попытались реконструировать ход «сдачи» и разрушения Советского Союза.
Затем члены клуба попытались ответить на очень непростые вопросы, суть которых озвучил член Зиновьевского клуба, политолог и телеведущий Дмитрий Куликов: «Как стало возможным, что у нас оказались два лидера, которые соревновались в том, кто из них быстрей разрушит страну? Будет ли дальше у нас декоммунизация и десоветизация? Что означают эти слова? И как вообще мы пришли к 1989 году к такой жизни?»
Как заметил член Зиновьевского клуба, политолог Искандер Валитов, участие в тех или иных событиях не гарантирует ни понимания, ни осмысления того, что было. Валитов предложил уйти от конкретного событийного анализа и попытаться взглянуть на сложный процесс заката СССР с философских позиций. С точки зрения Валитова, процесс десоветизации и в этом смысле убийства СССР был запущен с начала 60-х годов прошлого века.
По мнению Валитова, главной сутью СССР – была попытка впервые в истории в рамках государства выйти на проектный режим жизни и деятельности. И в рамках проекта СССР осуществлялся поиск новых форм человеческого бытия.
Член Зиновьевского клуба, философ и политолог Владимир Лепехин предложил рассматривать произошедшие события в СССР и в России в парадигме так называемых цивилизационных циклов. Он подчеркнул, что СССР был одной из форм существования российской цивилизации, которая насчитывает более тысячи лет.
По мнению члена Зиновьевского клуба, политического аналитика и публициста Михаила Демурина, русская история – это история возникновения форм русского государства, наиболее адекватных для решения задачи противодействия колонизации страны в тот или иной исторический момент. И трагедия СССР заключалась в том, что руководство страны не поняло, в чем заключается суть главного конфликта нашей эпохи. К тому моменту этот конфликт перестал быть классовым и стал в гораздо меньшей степени геополитическим. Он был культурно-историческим, цивилизационным.
«СССР не развалился сам по себе, — сказала в заключительном выступлении Ольга Зиновьева. — Так утверждают те, кто хочет доказать, что мы были обречены. Но это было не так. А.А.Зиновьев неоднократно заявлял, что коммунистическая система, как и любая другая, входила в виток кризиса. Советское руководство не было в состоянии услышать эти слова, оно не хотело среагировать на это предупреждение. А между тем из кризиса мог быть выход и далеко не такой кровавый, каким он стал в действительности».
…Четверть века для истории – мизерный срок. Такая грандиозная историко-социальная реальность, как Советский Союз, несомненно, будет, с одной стороны, глубже, с другой – шире, анализироваться и осмысливаться человечеством и завтра и после-после-послезавтра. Нам же, наверное, стоит дождаться следующего юбилея – 50-летнего. Тогда, наверняка, нам откроются новые горизонты, и мы сможем более точно, адекватно ответить на вопрос: «Что такое был Советский Союз в истории человечества?»
Вадим Лапунов, Агентство ФинЭк