07.04.2016, Международный медиа-клуб «Формат А-3»
7 апреля в рамках проекта «Культурная линия» в Риге прошла встреча с Ольгой Мироновной Зиновьевой – вдовой и соратником русского мыслителя, философа, логика, социолога и ученого Александра Зиновьева (1922 – 2006). Встреча эта для большинства представителей русского мира Латвии стала настоящим открытием имени и наследия выдающегося соотечественника. Тем более символично, что, по случайному совпадению, она пришлась на великий православный праздник Благовещения.
В конференц-зале отеля Avalon собралось около двухсот человек – журналистов, общественных деятелей, учителей и преподавателей вузов, представителей культурных обществ из Риги, Даугавпилса и Елгавы. Штрихи к портрету Зиновьева и фрагменты его биографии, опубликованные в анонсе встречи с Ольгой Мироновной, в буквальном смысле взбудоражили и вызвали неподдельный интерес у постоянных участников клуба «Культурная линия». Еще задолго до встречи люди писали организаторам слова благодарности за возможность познакомиться с вдовой Зиновьева и открыть для себя новые страницы из истории русской литературы и философской мысли.
Ольга Мироновна начала встречу с рассказа о биографии своего мужа, образно и тонко делая акценты на чертах его характера, взглядах, принципах и, конечно, основных этапах жизни – начиная с того, как 17-летним юношей Зиновьев готовил покушение на Сталина, попал на Лубянку и вне всякой логики смог бежать оттуда, как в разгар репрессий целый год скрывался под другой фамилией и в итоге в 1940-м году был пойман властями из-за отсутствия при себе документов и отправлен на службу в армию. Сначала служил в кавалерии, а когда через несколько месяцев военачальники осознали, что у молодого человека необыкновенные мозги и нестандартное мышление, был перенаправлен в танковые войска. При этом он продолжал находиться во всесоюзном розыске…
— Если бы мой муж вел себя по жизни правильно – он вряд ли бы смог выжить еще тогда, в 40-м. Но он всегда был человеком бесстрашным, прямым, бескомпромиссным, никогда не прятался за чьи-то спины. И он выжил, и всю войну прошел. Отвоевал от начала до конца. Был штурманом, имел 31 боевой вылет, мастером по ночным полетам, а в конце Великой Отечественной войны выполнял секретные задания по фотографированию немецких объектов с воздуха, — говорит Ольга Мироновна.
Познакомиться с полной биографией Зиновьева в скором времени можно будет благодаря книге «Прометей отвергнутый», которая в начале марта этого года была подписана в печать и выйдет в свет в серии «Жизнь Замечательных Людей». Автор этой книги Павел Евгеньевич Фокин обнаружил за четыре года поисков уникальные документы в армейских и полковых архивах.
Разумеется, ключевым моментом в рассказе Ольги Мироновны о своем муже стала история создания первого в истории мировой литературы социологического романа «Зияющие высоты», публикация этого романа на Западе и последовавшая за ним вынужденная эмиграция в ФРГ длиною в 21 год. Когда же кто-то из рижан, в свою очередь, спросил у гостьи клуба, почему советские власти решили выслать Зиновьева именно в эту страну, она, не раздумывая, ответила, что сильнее наказать бывшего фронтовика-орденоносца как высылкой в Германию, в то время было нельзя. Вдова писателя в процессе всей встречи также неоднократно подчеркивала, что, находясь в эмиграции, и вернувшись из нее в 1999-м году, ее муж никогда не говорил плохо о своей стране и всегда называл Россию именно своей, а не «этой» страной, как нынче любят говорить либералы.
— Александр Александрович – это именно та фигура, которую надо назвать и кометой, и пророком в своем и чужом отечестве. Фигура, которую попытались предать полному забвению в советское время, и некоторые продолжают это делать по сей день. Но от этого гигант мысли Зиновьев меньше не становится….
Ольга Мироновна подчеркнула, что Зиновьев, будучи интеллектуалом мирового уровня, всемирно признанным мыслителем, всегда оставался по сути очень русским человеком.
Свое понимание русского характера он вложил в книги с «говорящими» названиями – «Русская судьба», «Русский эксперимент», «Русская трагедия », «Веселье Руси: рассказы русского пьяницы», «Евангелие для Ивана». «Он был до пронзительности русский человек. И трудно назвать другого такого более русского писателя ХХ века, нежели Зиновьев,» – говорит Ольга Мироновна.
На вопрос одного из рижских журналистов о том, можно ли современную российскую литературу назвать зеркалом эпохи (рижская встреча так и была обозначена «Литература как зеркало эпохи»), Ольга Мироновна не без горечи отметила: «Скорее современную русскую литературу в целом можно назвать кривым зеркалом нашей эпохи. Да, в ХХ веке мы были самой читающей страной в мире. Мы росли и формировались на замечательной литературе. Вы посмотрите, какими тиражами издавались книги – 100 тысяч, 200 тысяч экземпляров. И это не были тезисы партии. Это была художественная литература. То, что происходит сейчас в нашем обществе – и в России, и в Латвии, и в Грузии и в других странах, которые построились на руинах СССР – все наполнено обывательским сознанием. Человек не ставит перед собой выбора «быть или иметь?» и превращается в банального потребителя. Конечно иметь! А мы, которые росли в голоштанные времена, хотели отстаивать свои позиции, иметь идеалы. Мы вели литературные споры, мы хотели БЫТЬ!!! Поэтому я не знаю, какая книга сегодня может потрясти сознание российского читателя. Разве только разоблачительного характера. Потому что людей тянет только на остренькое, а глубокой настоящей заинтересованности в словесности, в образе, к сожалению, сейчас нет. Хотя могу высказаться в защиту подрастающего поколения. Потому что у них появился вкус к истине и всему настоящему».
Гостья также рассказала, что Александр Александрович дважды (а не единожды, как свидетельствует большинство источников в интернете) выдвигался на Нобелевскую премию. В первый раз в 1984-м, когда в России началась перестройка — оргкомитет тогда решил, что давать Зиновьеву премию за роман «Зияющие высоты» будет слишком «островато». Второй раз его выдвинули в 1998-м году – он вошел в шорт-лист по совокупности своих работ. К Александру Александровичу приехал нобелевский журналист, они проговорили несколько часов, а под конец он спросил, как Зиновьев относится к событиям на Балканах? Александр Александрович осторожничать не стал и назвал бомбёжки Югославии вероломным вторжением Америки в суверенную страну и величайшим мировым негодяйством. Премию он, конечно, не получил…
— Я горжусь тем, что мой муж не изменил ни себе, ни своей жизненной позиции. Да, премию было бы получить приятно. Но принципиальным человеком остаться было важнее…
Большинство вопросов, адресованных Ольге Мироновне в этот вечер, касались того, как бы, на ее взгляд, Александр Александрович отреагировал на те или иные события сегодняшнего дня. И очень многие ответы гостьи рижане поддерживали аплодисментами. В частности, ответ про справедливость возвращения Крыма России.
Ольга Зиновьева рассказала рижанам историю постановки балета «Крик» в Одесском театре оперы и балета. Фабула балета основана на книге Зиновьева «Иди на Голгофу». Либретто написали старшая дочь писателя Полина (она – известный на Западе художник и постановщик) и звезда Большого театра Андрей Меркурьев. В спектакле приняли участие музыканты из Франции, Бельгии, Голландии. Работа началась осенью 2013 года, а премьера была назначена на 15 мая 2014 года. Проект наложился на тяжелую политическую обстановку – в самый разгар украинских событий. Но никто и предположить не мог, что за две недели до премьеры произойдет чудовищная трагедия в Доме профсоюзов – прольется кровь, погибнут люди.
Зиновьева предлагала отменить премьеру, но одесситы на это не пошли. В аэропорту группу пассажиров, представителей разных стран, прибывших на премьеру, на поле встречали военные с автоматами. Ольга Зиновьева была почти уверена в том, что после трагедии люди не пойдут в театр. Но зал был полон уже на генеральной репетиции. На премьере присутствовало такое количество людей, на которое никто не рассчитывал. В том числе – иностранные дипломаты (в Одессе есть несколько консульств). А перед генеральной репетицией театр посетил министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. В кульминации постановки зрители плакали. Люди восприняли спектакль как реквием по погибшим, как «Крик» по Одессе, крик о помощи.
В целом весь дальнейший ход встречи, проходивший в режиме «вопрос-ответ» касался исключительно судьбы России, ее места в современном мире, событий в Новороссии и Украине, и был целиком и полностью пронизан любовью к родной стране и верой в ее будущее.
– Когда мы создавали Зиновьевский клуб международного информационного агентства «Россия сегодня», то по предложению Дмитрия Киселева мы прописали кредо нашего клуба, как создание объективного образа России и борьбы за имидж России в международном сообществе, – рассказала Ольга Зиновьева. – Мы решили отстаивать эту истину на уровне высоких экспертов, которые входят в наш клуб. Потому что Россию сегодня пытаются спихнуть на приставной стульчик, а Россия самодостаточна. И мы уже показали миру, что сбрасывать Россию со счетов нельзя. Да, каждая эпоха рождает своих героев и своих подлецов. Но та страшная ситуация, в которой сейчас оказалась Россия – это настоящее кольцо из врагов. И враги не то, чтобы на пороге, они уже внутри нашего дома. И то, что делают мои соотечественники за рубежом – это буквально «подвиг разведчика», но не в тылу врага, а у себя дома.
Прозвучал вопрос и о том, как Зиновьев относился к президенту России Путину.
Когда Путин еще был и.о. президента России, ректор Литературного института, где преподавал Александр Александрович, получил информацию из администрации президента, что исполняющий обязанности президента хотел бы встретиться с профессором Зиновьевым. Ректор, осознав какая это величайшая честь, собрал всех студентов, аспирантов и преподавателей, разместил их в маленьком зале. Когда приехал Путин, Сан Саныч, который по жизни всегда был больше слушателем, не стал задавать ему вопросов, а дал своеобразное напутствие: «Вы выбрали тяжелый путь. Я надеюсь, что вам хватит мужества и последовательности в претворении ваших задач».
Профессор экономики, экс депутат Сейма Латвии Олег Щипцов рассказал, что присутствовал на встрече с Александром Зиновьевым, когда философ приезжал в Ригу в 1999 году – вскоре после возвращения в Россию из эмиграции. Тогда Александр Александрович, приветствуя аудиторию, отметил, что ему трудно обращаться к залу «господа» и попросил считать его советским человеком. Уже тогда Зиновьев говорил о создании монополярного мира под полным господством США. Эту возможность он наглядно проследил в своей книге «Глобальный человейник».
В завершение встречи Ольга Мироновна подарила журналистам, которые задавали наиболее интересные вопросы, книги Александра Зиновьева. А участники преподнесли гостье цветы и ещё долго не расходились, делясь с ней ощущениями и мыслями по итогам этой интереснейшей беседы.