Ольга Мироновна Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А.Зиновьева ФГП МГУ имени М.В.Ломоносова, председатель проекта «Соотечественники» партии «Единая Россия», вице-президент Международного конкурса пианистов «Европа – Азия», рассказала «Регионам России» об удивительном феномене культурной жизни в маленьком городке Орске, расположенном на границе с Казахстаном, о Международном конкурсе пианистов «Европа – Азия» и о насыщенной театральной жизни в Орске.
Не впадая в иллюзии и не стремясь понравиться всем, тем не менее буду отстаивать именно такое название статьи, посвященной городу, с которым знакома лично, с которым сотрудничаю, положительными изменениями в облике которого горжусь по праву практического соучастия в его жизни.
Некогда один из гигантов отечественной тяжелой металлургии с его градообразующим великаном по имени Орско-Халиловский металлургический комбинат в советские времена являлся настолько привычным явлением, на слуху, упоминание о котором во всех без исключения средствах массовой информации говорилось только с использованием оценок «первый», «лучший», «самый». Тогда в советских кинотеатрах перед показом художественных фильмов демонстрировали хроникально-документальные киноленты «Новости дня», в которых под музыку Хачатуряна и Свиридова, пожалуй, через раз показывали яркие, динамичные кадры из жизни этого комбината – разливку стали, гигантские цеха с сотнями рабочих в спецодеждах, рекордные цифры годовых перевыполненных планов… Самолеты из Москвы и в Москву летали по два раза в день. Город был действительно живой многокрасочной дефиницией передового металлургического производства как такового.
Встретилась я с этой легендой в 2002 году, о чем стоило бы рассказать отдельно, но кратко: ничего подобного из известного ранее могущества, индустриальной красоты и первенства на момент встречи практически не осталось.
Осталось состояние горечи и сожаления о растраченном некогда величии и народных трудовых достижениях. Но как бы по контрасту с материальным потускневшим и обедневшим миром облупленных домов, выщербленных мостовых и ощущения провинциальной тусклости, мне посчастливилось обнаружить в городе Орске нечто особенное, возвышенное, что потом вылилось в создание наперекор всем прогнозам о бесперспективности нашей затеи Международного конкурса пианистов «Европа – Азия», который продолжает свой – не побоюсь этого высказывания – триумфальный путь и поныне.
Международный конкурс пианистов «Европа – Азия» , который проходит раз в два года в г. Орске, на границе с Казахстаном, – явление большой значимости не только в культурной и профессиональной среде Оренбургской области и России, но и с точки зрения геополитических сдвигов и настроений огромного мира, где различия между странами начинают постепенно претерпевать качественные изменения. И с уверенностью могу утверждать, что происходит это не в последнюю очередь благодаря высокодуховной миссии Культуры независимо от области ее проявления.
Так, наш Международный конкурс пианистов «Европа – Азия» с момента его возникновения в 2003 году – состоялось уже 7 конкурсов! – превратился в инструмент действенной, активной и безотказной народной дипломатии, той дипломатии, где все участники без исключения заинтересованы в положительном и долгосрочном сотрудничестве. Сотни и сотни музыкантов со всего мира стали приезжать в г. Орск, некогда индустриально-промышленный флагман нашей Родины.
Благодаря нашему Конкурсу преобразился город: улучшились дороги, оживился общественный транспорт, появился целый ряд новых гостиниц экономического класса, доступных для приезжающих пианистов, их педагогов и родителей. Каждый раз город готовится к этому событию: прохожие, таксисты, водители трамваев и автобусов уже знают, где проходит наш конкурс. Дворец «Нефтехимик» – главное место пианистического действия, где с торжественного открытия с обязательным присутствием мэра г. Орска, областной администрации и начинается главное событие – прослушивание молодых пианистов с 5 до 28 лет в шести возрастных категориях. Программы в зависимости от возраста могут быть и коротенькими, до 5 минут, и в два тура до 45 минут в каждом.
И каждый конкурс поражает как разнообразием талантов, так и обширной географией участников – от Венесуэлы до Кореи, от Дальнего Востока до г. Мытищи Подмосковья. Участникам конкурса предоставляется возможность готовиться к выступлениям на инструментах Детской школы искусств № 2, директор которой Елена Викторовна Кузнецова, являясь исполнительным директором Конкурса, проявляет со всеми преподавателями-энтузиастами школы просто чудеса гостеприимства.
Нелишне будет с благодарностью вспомнить имена тех деятелей искусства, политиков, бизнесменов, которые поддержали нашу инициативу, превратившуюся в один из знаковых праздников искусства не только Оренбуржья, но и России: это министр культуры РФ Александр Соколов, мэр г. Орска Юрий Черноусов, выдающийся пианист-виртуоз Михаил Рудь из Франции и его коллега из Италии Роберто Корлиано, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой, ректор Российской академии музыки имени Гнесиных Галина Маяровская, начальник Управления по культуре администрации Оренбургской области Виктор Ренев, наши спонсоры Василий Тишин, Олег Сакадин, генеральный директор представительства немецкой фирмы фортепиано «Зайлер» в России Ирина Баринова, глава города Орск Юрий Берг – ныне губернатор Оренбургской области (лично так много сделавший для города Орска), нынешний глава города Орск Виктор Франц, министр культуры Оренбургской области Виктор Шориков, сотни участников нашего конкурса, представляющие географию Нового и Старого Света.
И совсем отдельно хочется поблагодарить доцента РАМ имени Гнесиных Андрея Джангваладзе, с которым мы и сотворили наш конкурс во всей его красе и профессионализме. Конкурс, по сути, сам стал Институтом высшего пианизма в городе Орск, что самым положительным, непосредственным образом отразилось и на расцвете молодых талантов Оренбуржья, которые поступают учиться в ведущие консерватории нашей страны, выезжают на европейские и международные конкурсы, разнося по всеми миру славу о Международном конкурсе пианистов «Европа – Азия», г. Орск.
Это – первая часть моего рассказа о ренессансе музыкальной культурной жизни г. Орска.
А теперь о другом, театральном, ренессансе в этом же городе.
В прошлом году из небытия ремонтного долгостроя вернулся к активной репертуарной жизни Орский государственный драматический театр имени А. С. Пушкина, практически выпавший на три года из ежегодных театральных афиш. Сложнейший, многоплановый с точки зрения логистики ремонт параллельно шел и с контентной модернизацией всего театра, построенного в 1969 году.
Театр преобразился, помолодел, стал украшением не только Орска, но и всего Оренбуржья. Сегодня театр являет собою буквально выставочный образец нового, умного театра, в котором продумано все: от нескользких ступенек до гримерных, расположенных недалеко от сцены; от сказочной акустики до меняющейся топографии сцены; от теплого пола фойе до «заботливого» бокса для роскошного рояля «Стейнвей» и многие другие чудеса. Функциональные возможности всей громадной территории умного театра удивительны.
Еще когда он весь находился в стройке, уже тогда руководитель и заботливая душа театра, Владимир Дорошенко с гордостью показывал созданные театральные новинки кулис, пульта сцены, находясь за которым одному человеку под силу преобразовывать пространство сцены и добиваться невозможного. Для В. Дорошенко реконструкция и преобразование театра стало делом чести его жизни: ни для кого не было секретом непростое экономическое положение области, когда денег не хватало на необходимое. Но он добивался своего на всех уровнях власти Оренбургской области, заражая горячим энтузиазмом и несгибаемой уверенностью, что именно такой, особенный, огромный дворец Мельпомены нужен Орску, а не временный железобетонный серый барак.
С 12 по 15 ноября на этой обновленной и неузнаваемой территории проходил Фестиваль премьер-спектаклей, особенно удавшихся артистической и постановочной труппе театра. Замечательно, что театр был полон на каждом представлении – показывали ли русскую сказку «Царевна-лягушка» или провокативный спектакль, трагикомическую сказку «Тень» Евгения Шварца, узнаваемую радость «Двенадцать месяцев» или душераздирающую черную комедию (драму одиночества) «Королева красоты», а еще и спектакль-реминисценцию, посвященный 70-летию победы в Великой Отечественной войне, – «Саня, Ваня, с ними Римас».
У театра много творческих граней – это театр сатиры, детский театр, драма, агиттеатр, театр кино. Смелость сочетания жанров и выразительность рождающихся образов поражают одновременно плакативной лаконичностью, глубоким психологизмом, откровенным эпатажем и ядреной издевкой над устоявшимися образами-клише.
Блистательная режиссерская работа Адгура Кове и Вадима Смирнова, беспощадно переворачивающих пласты привычных постановок-установок, их буквально неутомимая ненасытность сделанным и порождают то, что называется Театральным Событием. Актеры, совсем молодые и вполне зрелые, завороженные императивной энергетикой режиссера, совершают чудеса на сцене: они могут все – танцевать ирландские танцы, фиглярничать, превращаться в плоские картонные фигуры, становиться масками, разрывать привычную каждодневность атрибутами античного театра. Спектакли «Тень» и «Королева красоты» стали для меня абсолютными фаворитами, хотя благодаря «Царевне-лягушке» и «Двенадцати месяцам» вдруг так захотелось вернуться в детство.
Щедрость и фантазия изумительных костюмов, которые, как кажется, сами рождаются в постановочном процессе, – за эту щедрость надо опять благодарить руководителя театра Владимира Дорошенко, для которого девиз «Все для фронта!» понимается однозначно как «Все для театра!».
Музыкальное оформление, будучи по идее сопровождением, непостижимым образом в какой-то момент превращается в героя, порою выходящего на первый план – так гармонично музыкальные нити переплетаются с действом на сцене. Вообще сценография интересная, сюрпризная – одна лягающаяся избушка на курьих ножках чего стоит! Хороша, выразительна пластика движения актеров, которые, похоже, проводят не один час на занятиях с хореографом театра, которому положены отдельные аплодисменты.
Меня не покидало ощущение, что я побывала на гастролях какого-то известного, признанного европейского театра с богатыми собственными традициями – то ли театр Жана-Луи Барро, то ли революционный театр Бертольда Брехта, а может, «Каммершпиле» или театр Гольдони.
Возвращаться в Москву почему-то не хотелось: так много еще надо было посмотреть, прислушаться, подсказать и обратить особое внимание на состоявшееся чудо возродившегося старого, но такого нового, неузнаваемого и привлекательного Орского государственного драматического театра имени А. С. Пушкина, театральная труппа которого состоит из солистов, которыми руководят солисты режиссеры с солистом директором во главе.