«Вселенная ЖЗЛ», 2016. Выпуск №19
Недавно серию «ЖЗЛ» пополнило жизнеописание выдающегося философа, логика, социолога, писателя Александра Александровича Зиновьева (1922–2006). На основе множества источников в книге исследуются все стороны жизни и творчества героя, многогранностью напоминающего гениев Возрождения.
Итак, Рубикон перейден. Прощай, Германия! Прощай, Европа! Прощай, Запад! «Общеевропейский дом», о строительстве которого с воодушевлением говорили все 1990-е годы, еще недостроенный, уже рушился в огне балканских событий. К марту 1999-го они достиг- ли своей кульминации. Вооруженные силы НАТО в нарушение всех международных правил и Устава ООН начали военную операцию против Югославии.
С самого начала Зиновьев был на стороне единой Югославии. Он не сомневался в том, что междоусобная распря на Балканах спровоцирована западными спецслужбами. 23 марта 1999 года, в день, когда началась бомбардировка Югославии, Зиновьев выступил с заявлением «Я с вами, сербы!». Он стремился донести свою позицию и до западной аудитории. Не уставал повторять при каждой возможности, что война на Балканах – это война против самой Европы. Лишь единичные его интервью доходили до печати. Никто не хотел расстраивать себя правдой. О надвигающейся деградации европейского мира Зиновьев говорил на конгрессе швейцарского ПЕН-центра, про- ходившем 7–8 мая в Лугано. Его доклад «Проблема свободы самовыражения» был воспринят с напряженным вниманием и горячо обсуждался.
Зиновьев покидал Европу без сожаления: «Я Запад никогда не принимал, и Запад не стал моим миром. Он был для меня чужим, чужим и остается. В свое время Россия не приняла меня, а я не принял Запад. Я возвращаюсь, потому что больше здесь находиться не могу. Запад есть враг России, враг моего народа. И поэтому мое место – на родине».
Двадцатого мая 1999 года ОВД «Чертаново-Северное» г. Москвы выдало Александру Александровичу Зиновьеву паспорт гражданина РФ. «Суверенное государство» Александр Зиновьев вошло в состав России.
Месяц ушел на сборы. И вот настал день возвращения. 30 июня. В Шереметьеве никакой официальной встречи организовано не было. Ждали только родственники и друзья. Сестра Ольги – Светлана. Из Института философии – А. А. Гусейнов и В. И. Толстых. Но не в качестве представителей учреждения, а в частном порядке. Из политиков, тоже без официальных полномочий, – С. Н. Бабурин, В. Б. Исаков, С. А. Глотов. Присутствовала и пресса — газетчики, те- левидение. А вообще, если бы была возможность, власти предпочли бы умолчать факт возвращения Зиновьева, как в 1978 году умолчали его высылку на Запад. Странным образом, многое напоминало то злопамятное лето, а ведь с тех пор не просто 20 лет прошло, а мир перевернулся.
Вот он и на родине. Дома!
(Из книги Павла Фокина «Александр Зиновьев: Прометей отвергнутый»)