Журнал «Союз Национальностей», № 2 (12) 2016
Дорогие друзья, коллеги, соратники! Сегодня будет много говориться о геополитике, о ситуации в мире и о ключевой роли России в нем. О том, как Россия борется и побеждает, о масштабной информационной войне и противоборстве идеологий и смыслов. Но эти темы я хотела бы оставить для всестороннего и объективного анализа философам, политологам, экспертам, собравшимся в этом зале.
Я думаю, что в начале нашей интернациональной конференции «Зиновьевские чтения», которую по традиции мы проводим в шестой раз — как раз накануне дня рождения Александра Александровича — нужно нам всем вспомнить о необъятном творчестве мыслителя, писателя Зиновьева и о его основных идеях.
Следуя этой мысли, я хотела бы напомнить о нескольких ключевых — из многих — идей Зиновьева, без учёта стратегической важности, без глубокого осознания которых, по моему глубокому убеждению, не может состояться новая идеология свободной, сильной и процветающей России.
Летом этого года телеканал Совета Федерации снял фильм о русском мыслителе «Александр Зиновьев». Главная мысль этого фильма, рефреном возвращающаяся к зрителю, состоит в том, что «время Александра Зиновьева, время его идей, пришло».
Давайте примем эти слова — «Время Александра Зиновьева пришло» — эпиграфом к нашей конференции.
Итак, «Время Александра Зиновьева пришло». Пришло время тех, кто мыслит как Зиновьев и предан России, как ей был предан Зиновьев. Более того, я уверена, что пришло время достойных поступков, справедливых решений и высоких идей во имя и для нашей Родины.
Сегодня Россия суверенно ведет себя на международной арене — в этом не сомневаются даже наши противники. Но этого мало — суверенной поступи на международном уровне — российский народ требовательно ожидает справедливых и верных решений и внутри страны, по решению мирных и гражданских проблем в России.
И это первая идея Зиновьева, о которой я вам напоминаю.
Идеология должна служить стране и народу, а не власти.
Дмитрий Киселев в своем приветственном слове сказал, что идеология в современном мире нужна не для того, чтобы развязывать войны, а для того, чтобы предотвращать их.
Действительно, идеология нам, в России, нужна не для того, чтобы кого-то к чему-то принудить или кого-либо обмануть. Она нам нужна для того, чтобы одолеть наших врагов мирным путем — концептуально, духовно, интеллектуально, наконец.
В этом состоит вторая важная мысль Зиновьева.
«Мы должны переумнить Запад», — говорил он.
Что значит — переумнить Запад? Это значит, что в России должна быть сформирована философия развития и основанная на ней умная идеология, умная, современная и конкурентоспособная стратегия широкоформатного развития нашей многонациональной страны с гигантской историей и культурой.
Александр Зиновьев иронизировал над прозападной идеологией не меньше, чем над советской псевдокоммунистической и псевдомарксистской.
В одной из лекций (которая потом вошла в качестве важного раздела «Руководители» в «Зияющие высоты») вы неминуемо увидите образцы «узкой специализации» Зиновьева в области насмешки, саркастической издёвки над марксизмом-ленинизмом в целом. Вот, например, так он препарировал марксистскую идею эксплуатации человека человеком: при капитализме один человек эксплуатирует другого, а при коммунизме — наоборот. Марксистскому определению производственных отношений он придал такой вид: производственные отношения суть отношения между людьми в процессе их производства.
И это не смешно. Скорее — трагично.
Так вот: третья Зиновьевская идея относительно новой идеологии нашей страны состоит в том, что у такой великой страны, как Россия, и идеология должна быть великой.
Наш народ всегда жил и будет ценить только высокие идеалы, а потому наша новая национальная идея должна быть не менее мощной, чем идеология христианства или марксизма. А вот разного рода «ценности» потребитель- ства, погони за сверхприбылью, подражательства и всего того, что так в избытке мы видим сегодня на Западе, это не для нас. Во всяком случае — не для большинства граждан России.
Когда меня спрашивают, каким был Зиновьев, первое качество его характера, которое я всегда вспоминаю, была его честность. Честность — это правда, правда — это истина. И как настоящий ученый — до мозга костей — Зиновьев всю свою жизнь работал на истину и презирал приспособленцев и конъюнктурщиков.
Он считал, что идеология — в отличие от науки — всегда лукава. Она всегда в чью-то пользу. Но как настоящий ученый Александр Александрович хотел, чтобы и идеология в России была честной. Чтобы она опиралась на науку, прежде всего — на философскую науку, на логику, на достоверное знание, на профессиональный анализ ситуации, в которой мы находимся, и общества, в котором мы живем.
Идеология должна быть не декларацией, не декорацией или прикрытием чьих-то скрытых замыслов, но эффективным инструментом национального развития.
Такова четвертая идея Зиновьева, которую я вам напоминаю.
Идей у Зиновьева много, феноменальная его способность думать, анализировать и выдавать решения в короткой и ёмкой формулировке, — поразительны. Сколько их в его 70-ти книгах?
Книгу под названием «Идеология партии будущего» общественный Биографический институт Александра Зиновьева при поддержке факультета глобальной политики с нашим Международным научно-образовательным центром имени А.А. Зиновьева издал специально к Чтениям.
Я показываю эту книгу вам для того, чтобы напомнить еще одну, быть может, самую важную идею Зиновьева: Национальная идеология не должна отрицать нашего прошлого, но она должна быть устремлена в будущее.
У России великая история. И мы должны ценить каждый миг этой истории, даже те её страницы, за которые нам бывает стыдно. Поскольку именно из нашей истории, из языческого, потом православного, ордынского, имперского, советского, а затем и новорусского опыта вырастает сегодня идеология обновленной российской цивилизации.
Из нашего тысячелетнего опыта не может вырасти национализм, фанатизм, утилитаризм, прагматизм, обывательство и прочие популярные сегодня на Западе и на Востоке доктрины.
Российская идеология может быть только интернациональной, поликонфессиональной, созидательной, справедливой, солидарной и суверенной. И должна быть устремлена в будущее.
От России зависит будущее планеты Земля, — убеждённо стоял на этой позиции Александр Зиновьев. Так считает и Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня». Такова наша философия.
В июле 2014 года, т.е. более года тому назад был основан Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня». 14 человек находились у истоков нашего Клуба. А сегодня членов Клуба уже более полусотни. А еще рядом с нами наши друзья, эксперты, журналисты, читатели и просто порядочные люди, благодаря чьей поддержке в российском обществе существует антиэнтропийное движение и интеллектуальный резонанс нашей работы. Активизируется обратная связь, подтверждающая острейшую востребованность идей Александра Зиновьева.
В предисловии к «Идеологии партии будущего» Александр Зиновьев пророчески писал: «После распада Советского Союза… началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции… Самой крупной жертвой этой реакции стала Россия. Этот процесс становится угрозой существованию миллиардов людей на планете… Может ли он быть остановлен? Если это возможно, то, по моему убеждению, лишь при том условии, что будет создана новая идеология, сопоставимая по масштабам с марксистской идеологией, но превосходящая её по интеллектуальному уровню и по степени соответствия условиям и потребностям наступившего третьего тысячелетия…»
Так думал и говорил Александр Зиновьев.
Сегодня у нас Зиновьевские чтения. Это значит, что мы сегодня читаем Зиновьева, рефлексируем, работаем и вспоминаем о нём. Мы думаем над тем, чтобы философия в современной России была не просто одной из гуманитарных наук, но важнейшим инструментом развития нашей страны и планеты Земля, основой новой и честной идеологии нашей многонациональной Родины.