Что будет с Республикой Молдова, с этой пока еще свободной страной, если в ней победят так называемые проевропейские настроения, задаётся вопросом Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня».
Когда читаешь о происходящем в Молдове, не можешь отделаться от навязчивой ассоциации: эта ситуация уже до боли знакома, как дорогая, беспокоящая и нелюбимая грыжа: Каир, Киев, Ереван… Сегодня в Молдове лидеры оппозиционных партий призывают народ выступить стройными рядами против «олигархической власти»; здесь не стихийно, а продуманно, деловито, по хорошо разработанному сценарию выстраиваются в ряд карточные домики пустующих палаточных городков на главной площади спокойного и цветущего Кишинёва.
Республике Молдова, где ещё пребывают в сомнениях те силы, которые должны отвечать за сохранение страны, за народ, за свои (не чужие!!!) национальные интересы, уже пора всерьёз задуматься и принять неотложные меры против методичного разрушения жизненного пространства этой цветущей солнечной страны.
И нелишне задуматься: кому это нужно? Кто выступит бенефициаром разрухи, гражданской войны, а, может, и очередной, спровоцированной извне «цветной» революции?
В представлении моих современников Молдавия (Молдова) ассоциируется со щедрым солнцем, гроздьями винограда, яркими национальными костюмами, зажигательным танцем «Молдовеняска», вкусной едой, запиваемой демократическим молдавским вином «Фетяска»…
Кстати, виноград сортов «Совиньон» или «Шардоне» растёт во всем мире, а вот «Фетяска» — только в Молдове и Румынии. Да, много хорошего вспоминается об этой ласковой солнечной стране, красиво раскинувшейся на холмистой плодородной земле между Украиной и Румынией, на юге, в каких-то 20 км от Чёрного моря. Невольно задаёшься вопросом: а что будет с этой пока свободной страной, если победят в ней так называемые проевропейские настроения? Станет ли Республика Молдова полноправным и уважаемым членом Европейского Сообщества, которое, по остроумному заявлению одного европейца, не является банкоматом на улице?
Для ответа не требуется дополнительных усилий. Налицо судьбы «свободной и суверенной европейской Прибалтики», тех же балканских государств, новых членов ЕС, которым как недееспособным и неполноценным в экономическом и политическом плане странам предписывается, а иногда и просто приказывается, как жить, о чём говорить, на кого нападать, кого привечать. Короче, им велено превратиться в обслуживающий технический персонал, с которым можно не церемониться по принципу: «Поди сюда, принеси и пошла вон!». Это и есть вожделенный результат всенародной борьбы за свободу, демократию и процветание?!
Намерение молдавского премьера провести переговоры с руководством МВФ на полях проходящей юбилейной Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке для дальнейшего сотрудничества с этой весьма непростой организацией вызывает в памяти саднящие, даже болезненные ощущения. Это послевкусие от беседы, которая уже состоялась у президента Белоруссии: директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард ничтоже сумняшеся рекомендовала Александру Лукашенко «переориентировать» политику Белоруссии, прежде чем разговаривать о каком-то сотрудничестве…
Становятся всё более очевидными бесцеремонные условия получения желанного кусочка сыра в финансовой ловушке Международного валютного фонда. Им уже более не нужен утомительный политес многополярного мира — в ход идут формулировки всё более прозрачно-политизированные, откровенно настойчивые и безапелляционные.
Этого хочет независимая Республика Молдова, пока ещё не стреноженная обязательствами перед международным регулировщиком по имени МВФ?
Стратегически перспективно расположенная между Украиной и Румынией, Молдова обладает всеми привлекательными для западных инвесторов (или завоевателей) качествами: богатейшая природа, дешёвая рабочая сила, угрожающая и манящая относительная близость к границам России. Если в перспективе она будет поглощена Румынией в рамках ЕС, ей не позволят оставить следы своего пребывания как самостоятельного государства в истории науки, культуры, техники. Именно таково, без иллюзий, «светлое будущее» Молдовы: опять стать страной необразованных батраков-мамалыжников, работающих на господ.
Зато ей позволят по-прежнему, как в советские времена, как сейчас, в длиннющих, таинственных 120-километровых коридорах-хранилищах «Крикова» на глубине 60 метров оберегать драгоценные вина из коллекций руководителей свободного мира — «золотого миллиарда»: Обамы, Порошенко, Меркель. Им разрешат оберегать уют и протокол красивого господского стола, наперебой предлагая попробовать настоящие жемчужины, созданные трудом молдаван. Но при этом обязательно укажут, где, сколько и какого вина нужно будет производить для мирового сообщества. А в случае неповиновения пригрозят штрафными санкциями, как это было в случае с Грецией и Прибалтикой.
А какое будущее ожидает Академию наук Молдовы, Молдавский государственный университет, Молдавский государственный театр оперы и балета, Молдавскую государственную консерваторию?…
Сценарий давно готовящегося, задуманного протеста против нынешнего руководства страны продемонстрировал уже знакомую логистику: строительство палаточного городка, безнадёжно пустовавшего, когда 17-18 сентября по приглашению Международного клуба «Формат А3» я оказалась в Кишинёве. Скучающие подселенцы, одиноко сидевшие в незаселённых палатках; скучающие стражи порядка; прохожие, не обращавшие никакого внимания на преимущественно армейские палатки. Думаю, что реакция людей оживилась бы, появись на палатках объявление: «Сдаётся бесплатно до следующих протестов!»
Несложных объяснений этому индифферентному запустению, вопреки пророчествам руководителей собрать более 50 тысяч протестующих, хватает: в стране идёт уборка урожая, народ сытый, тепло.
Да и сомнительный пример соседнего Киева далеко не привлекателен, чтобы слепо следовать ему и в результате оказаться перед нереализованными мечтами с ощутимыми финансовыми потерями «противостояния», разрухой гражданской войны с тысячами погибших сограждан и нынешним, прозападно ориентированным и очень нездоровым руководством самостийной Украины.
Протест, как мы знаем из истории, собирается и срабатывает неожиданно, как удар молнии, как извержение вулкана. А тут везде попахивает установочными рецептами из заокеанского ведомства, занятого созданием одинаковых разрушительных протестных сценариев для всех стран без учёта их национальной и географической специфики, для тех, кто ещё не охвачен американским энтузиазмом, с которым, например, неожиданно сталкиваешься впервые на прилёте в аэропорт Кеннеди. Рослый, явно выше двух метров, цветной таможенник задаёт вновь прибывшему вопрос: «Вы счастливы попасть в Америку, самую демократическую и свободную страну?»
Ну а нешуточная коммунальная борьба за площадь у парламента, состоявшаяся между лидерами партий Игорем Додоном, Ренато Усатым, Ионом Чебаном и Андреем Нэстасе, вообще выглядит как провинциальный опереточный спектакль. Если уж эти лидеры, по-взрослому требовавшие отставки нынешней власти, не смогли между собой договориться об адресе и территории манифестации, и были вынуждены подчиниться решению кишинёвской мэрии, сопровождая межпартийное противостояние инфантильными фразами типа: «Видите, мы не стали мешать вам на площади Великого национального собрания и решили занять площадь у парламента. Теперь выясняется, что вы претендуете на то же место. Это вызывает сомнения, хотя бы с точки зрения морали», — заявляет представитель ПСРМ Ион Чебан. А в ответ: «Это кто еще кому мешает. ПСРМ и «Наша партия» решили устроить протесты сразу после того, как гражданская платформа объявила, что расширяет «городок достоинства» до парламента. Вот в чем дело», — отвечает на обвинения лидер платформы DA Андрей Нэстасе.
Требования в адрес президента страны Николае Тимофти в недельный срок сложить полномочия, а не то протестующие перейдут к таинственному плану «Б», вообще ни на что не похожи.
…
«Это ещё кто кого съест!», — бесстрашно ответил Иван-царевич помойному ведру, когда то заявило о своём хищном намерении съесть героя русских сказок. Так звучал советский детский абстрактный анекдот 60-х годов прошлого столетия.
Сегодня, за пределами абстрактной, далеко не анекдотической реальности, словесная перепалка лидеров оппозиции в Республике Молдова на таком незрелом уровне сокращает возможности для настоящего, не коммунального, протеста, если такая цель всё же предполагается всерьёз.