Ольга Зиновьева: Наследие Александра Зиновьева

Наследие Александра Зиновьева//Газета «Московский университет», № 15 (4246), апрель 2008

Ольга Зиновьева

А.А.Зиновьев

Осенью 2008 года исполняется 90 лет со дня подписания Владимиром Лениным декрета о создании всероссийского архива. В подготовке к этому событию проводится серия тематических выставок разных профилей. Готовится большая выставка, ее украшением станут новые поступления, к которым относятся архивы Александра Зиновьева.

Архивы Зиновьева

Сегодня архив Александра Зиновьева — это сотни единиц хранения. Начало систематической архивации его трудов было положено в Германии задолго до принятия им решения о возвращении в Россию, когда к нам обратился сотрудник Бременского государственного архива. Это был Габриэль Суперфин — человек феноменальной памяти и энциклопедических знаний, редкой и глубокой порядочности (к слову, уроженец СССР, политический диссидент, в свое время отсидевший в ГУЛАГе).

Предложение тогда нас несколько ошеломило, но с реальностью тоже нельзя было не считаться: мы столько времени прожили в Германии (будучи выброшенными из СССР, здесь, в эмиграции, мы нашли приют), а работы Зиновьева стали рассматриваться как часть и немецкой жизни, культуры, науки. Именно благодаря этому предложению было положено начало государственной помощи в сохранении архива Александра Зиновьева.

Аргументация Бременского архива показалась Александру Александровичу достаточно убедительной. Был заключен договор, на основании которого осуществилась передача части архива («первого эшелона»), существует ряд обязанностей и поныне. Соглашение предусматривает передачу аудио-, видео-, фотоматериалов, рукописей, статей, писем, рисунков, книг, журналов.

Я благодарна первому архиву Зиновьева — Бременскому архиву — за их уважение и внимательное, бережное отношение к новым приобретениям, которые они получили из нашего дома. Мы все время чувствовали глубокую личную заинтересованность: не было ощущения, что мы теряем документы, и что они канут в Лету. Я приезжала в Бремен и убедилась: все, что было обещано, — выполнено с неукоснительной обязательностью и с пониманием того, чей архив там хранят.

Сознание того, что я могу в любой момент прийти в архив, могу к нему обратиться и работать с ним, дает ощущение непрерывной полной исторической связи с тем, что осталось там, с наследием Александра Зиновьева.

Сейчас началась еще одна — русская — жизнь русского мыслителя в русском архиве. Несколько лет назад Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ) обратился с аналогичным предложением к Александру Александровичу. Как выяснилось в ходе переговоров, оба архива (Бременский и РГАСПИ), профессионально сотрудничают и взаимно открыты.

Я была в РГАСПИ, мне показали сокровища моей страны — не фараоново золото, а «сокровища Клио», историю становления Отечества с ее печальными и радостными страницами. Мне, родившейся в XX веке, РСДРП, материалы съездов, Роза Люксембург, архивы героев первой и второй русских революций говорят о многом.

Самое сильное потрясение меня ожидало, когда я попала в святая святых, в хранилище — настоящий «документальный мавзолей». Я увидела подлинные работы, написанные рукой Ленина. Это были документы эпохи, свидетельства эпохального пути эпохальной личности.

Руководителем группы комплектования, главным специалистом РГАСПИ Галиной Юденковой была произнесена фраза: «нельзя представить историю нашей страны без отражения такой личности как Александр Зиновьев в главном архиве Российского государства». Именно после этого мы приняли решение, что часть архива Зиновьева будет в Москве, поняв, что о нем будут заботиться трепетно и профессионально. Среди многих документов в РГАСПИ передан текст легендарной кандидатской диссертации А.А. Зиновьева «Восхождение от абстрактного к конкретному», который я получила от Карла Кантора в сентябре 2007 года.

Интересна судьба самого текста, который с 1956 года прошел путь из СССР в Аргентину (где проживала сестра Карла Кантора) для перевода и дальнейшего издания, и обратно (после смерти сестры он стал обладателем текста). В прошлом же году, узнав о готовящейся по книге Александра Зиновьева «Исповедь отщепенца» выставке «ИДИ!» в Государственном литературном музее в Трубниковском переулке, Карл Кантор решил вернуть мне эту рукопись.

Таким образом, спустя 50 с лишним лет рукопись вернулась в лоно семьи Зиновьевых. Я, естественно, сочла необходимым передать этот эпохальный документ на вечное хранение в государственный архив.

В случае положительного решения российского правительства о создании в столице Российской Федерации Государственного научного литературно-художественного музея Александра Зиновьева, мною будут переданы туда личные вещи Александра Александровича, его живопись, книги, вышедшие на 26 языках, рукописи, фото-, видео-, аудио-документы, портреты и карикатуры современников (М. Ростроповича, Л. Брежнева, М. Горбачева, Б. Ельцина, Э. Неизвестного) для постоянной экспозиции и хранения.

Если в России не найдется места для музея Александра Зиновьева, то он появится во Франции, Германии, Италии или Швейцарии — мне так или иначе придется дать согласие на поступившее предложение от ряда самых знаменитых зарубежных музеев.

Собрание сочинений

В марте 2008 года состоялось подписание договора между Ольгой Зиновьевой и издательской группой АСТ — признанным лидером российской книжной индустрии. Соглашение предусматривает многолетнее сотрудничество по подготовке и изданию творческого наследия — полного собрания сочинений Александра Зиновьева.

Международный издательский консорциум приступил к выпуску полного собрания сочинений Александра Зиновьева.

Соратник и вдова всемирно известного русского писателя Ольга Зиновьева выступила с обращением в СМИ: «Соотечественники, слушайте Зиновьева, вникайте в незамутненное зеркало России — это достояние мировой культуры — это ваше достояние. Положено начало официальному, полному, научному и всестороннему возвращению на Родину трудов великого сына и патриота России — Александра Александровича Зиновьева. Открыта возможность донести его трепещущую мысль и бескомпромиссное аналитическое видение прошлого, настоящего и будущего нашего Отечества библиотекам, школам, вузам, — всем гражданам моей необъятной Родины. Данный международный проект — доказательство положительных изменений в стране — процесса созидания, возрождения лучших традиций отечественной мысли и духовности».

В настоящее время идет подготовка к выпуску первоочередного книжного корпуса всемирно известного мыслителя и писателя, который включит в себя: один том неопубликованных работ; два тома-сборника публицистических произведений под названием «Русский путь» и «Что нас ждет»; шесть томов социологических трудов; один том бесед К. Кантора и А. Зиновьева о В. Маяковском в полном объеме. Председателем Международного редакционного совета полного собрания сочинений Александра Зиновьева является ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова академик РАН Виктор Антонович Садовничий. В состав Совета входят такие известные интеллектуалы, как Владимир Берелович, Хорст Вессель, Клаус Вуттих, Абдусалам Гусейнов, Майкл Кирквуд, Марио Корти, Жорж Нива.

В качестве активного участника международной издательской программы выступило руководство Костромской области — малой родины Александра Зиновьева. Готовность осуществлять личный патронаж проекта выразил губернатор Костромской области Игорь Слюняев.

Главная цель международного издательского консорциума — передача в дар российскому библиотечному сообществу полного собрания сочинений Александра Зиновьева, открытие одного из величайших мыслителей современности народу и стране. Научное, творческое и литературное наследие великого русского мыслителя Александра Зиновьева стоит в числе самых ярких интеллектуальных явлений XX века. За годы научного и литературного творчества Александра Зиновьева было издано около 3 миллионов экземпляров его книг на 26 языках.