Выступление Ольги Зиновьевой на Международном фестивале «Этим летом в Иркутске», 16 августа 2022 года
РУССКАЯ КУЛЬТУРА – ИЗ ГЛУБИНЫ НАРОДА
Дорогие сибиряки, моя настоящая, глубинная Россия!
Сегодня русская цивилизация стоит перед моментом истины. Мы и наша эпоха должны запустить новую культурную политику, новую литературную политику, новую идеологию спасения России, чтобы сохранить русский народ в мировой истории.
Запад и его так называемая «пятая колонная» низвели Россию и русскую культуру до уровня Матрешки и балалайки, а русских писателей — до узкого определения «деревенщики». Именно поэтому с такой легкостью сегодня зарубежные слависты вычеркивают Чехова, Достоевского, Пушкина, а французская премия «Русофония», курируемая Фондом Ельцина по факту стала «Русофобией». Самобытность России и русской духовности по западному определению, это дикари в лаптях, сидевшие на ветках деревьев, пока Европа блистала именами французских энциклопедистов.
Навязанные «второсортность» русской традиции, «неоригинальность» произведений искусства, и желание нашей культурной «подтанцовки» изо всех сил доказать всему миру и, главное, просвещённому Западу, что мы да, не первоцвет, а только так лишь плохая копия: Лермонтов – плохая копия Гёте, Чайковский – повторение занудно длинного Шумана, Брюллов – да куда ему до Грюндига! А судьи кто?
И постоянное повторение этих клише на всех подмостках российской культуры даёт свои побеги своеобоазного окультуренного борщевика. Идёшь в театр и попадаешь в кромешный ад квазидраматургического спектакля обязательно с обнажёнными и далеко не самыми привлекательными частями человеческого тела. Ну а 65-метровый фаллос на Литейном мосту в Петербурге, победно провозглашённый лауреатом премии Минкультуры России? Это ещё одно доказательство победоносного хамства тех, кто кредо своей жизни, еще с 80-х годов прошлого столетия цинично провозгласили в формуле: «мы им, русским, их, русскую культуру, не отдадим».
Как же мы мучительно бежим от всего настоящего, достойного, полноценного.
А русская литература всегда воспитывала душу. Какую же душонку способны воспитать книги, написанные с позиции общества потребления, вседозволенности, разврата, поклонения Золотому тельцу? Душонку раба, готового лизать господский сапог Запада.
Но заметным особняком стоят в русской литературе писатели-градостроители, создатели целых миров. Литературные города – это и есть литературные миры и есть наш чистый источник мудрости.
Распутин создал – Матёру. Салтыков-Щедрин – город Глупов. Зиновьев – Ибанск, Партград, Царьград. Достоевский – Скотопригоньевск. Островский – Калинов. Гоголь, Чехов, Тургенев – Город N. Герцен – Малинов. Писемский, Каверин – Энск. Платонов – Чевенгур. Ильф и Петров – Арбатов.
Как не стоит село без праведника, справедливца, так и не способна русская земля выжить без отщепенца. Ибо праведник это и есть отщепенец, справедливец, держатель неба, Атлант, не понятый, оплёванный, оболганный, обкраденный, распятый…
Не плестись в хвосте у Запада, говорил великий отщепенец Александр Зиновьев. Почему факт присуждения Нобелевской премии по литературе становится определяющим в России, а факт неприсуждения премии – дополнительным наказанием для русского писателя? Получается, что Россия самостоятельно не в состоянии определить Пантеон российских писателей? Кстати, Александр Зиновьев дважды был номинирован на Нобелевскую премию по литературе: в 1985 году ему её не дали за критическую позицию по Горбачёву, когда Запад заигрывал с Горби, а в 1999 – за непримиримую позицию по Югославии, когда США и их вассальные пешки бомбили Белград и расчленяли независимое балканское государство. Александра Зиновьева, создателя нового литературного жанра, эта премия обошла стороной по политическому решению, тем самым поставив его в один почётный ряд с отщепенцем Львом Толстым.
За его независимую антиколониальную позицию Александр Зиновьев был наказан дважды: во времена Советского Союза, и в изгнании на Западе.
Впервые в истории России юбилей русского философа отмечается на государственном уровне благодаря Указу Президента РФ.
Сегодня мы готовим для нашего народа, для нашей Родины полное собрание сочинений классика русской литературы Александра Зиновьева в год его 100-летия. 44 тома, это народный проект, так как государство не выделило на него ни копейки. Таким образом, путь великого русского отщепенца Александра Зиновьева на Голгофу продолжается и после его кончины.
Именно по этой причине народным проектом стало и само 100-летие великого русского мыслителя Александра Зиновьева. В этой связи, нас ждет еще немало открытий, сюрпризов, которые нам преподнесет сама жизнь, сам ход исторического процесса.
Я помню, в 1999 году, во время возвращения на Родину из изгнания Александр Зиновьев сказал: «Хочу, чтобы народ, к которому я принадлежу, выжил в качестве исторически значимой величины в сложившихся беспрецедентно страшных условиях. И необходимое условие для этого – объективно-беспощадное понимание сложившейся реальности. Желаю моим соотечественникам стремиться к этому пониманию, каким бы ужасающим оно ни было. Иначе нас просто исключат из истории…».
Так говорил Зиновьев.
Мы, русский народ, никому не позволим украсть нашу эпоху и нашу культуру. Мы, русский народ, будем защищать родившую нас и рождённую нами цивилизацию.
Слава России!