Философ Леонид Поляков: Украинская спецоперация — это пример русского пацифистского движения

Сетевое издание «Public Opinion», 18 марта 2022 года

 

В последние тридцать лет можно наблюдать в действии, по крайней мере, два глобальных пацифистских проекта.

Первый – западный. После того, как Фрэнсис Фукуяма объявил «конец истории» и победу либеральной демократии над всеми своими врагами – монархизмом, фашизмом и коммунизмом, – на Западе возобладала доктрина о том, что демократии между собой не воюют. Исходя из этого тезиса, западные страны начали продвигать всеобщую «демократизацию», что особенно проявилось на Ближнем Востоке: это и вторжение в Афганистан, Ирак, это и «цветные революции» в Сирии и Ливии. В том или ином виде попытки демократизировать Ближний Восток продолжаются до сих пор, и они призваны разрешить вечную проблему региона как источника войн, конфликтов, терроризма.

Но как выяснилось, идея эта утопическая, потому что демократизация «по-американски» превращается в уничтожение государственности, более-менее стабильные государственные единицы ввергаются в состояние анархии, а «демократизируемый» регион остается пространством, где разворачиваются постоянные войны, концентрируются различного рода террористические организации т.п.

Иными словами, западный пацифизм оборачивается тем, что мир каждый раз вступает во все новые и новые войны – таков результат действия одного из глобальных пацифистских проектов. И если основываться на тезисе, что демократии не воюют между собой, что либеральная демократия – это окончательная форма, к которой стремилось человечество, а теперь, наконец, достигло своей цели, – то фактически мы получаем бесконечную войну во имя вечного мира.

Второй глобальный пацифистский проект, который сегодня начинает реализовываться, предлагает Россия. То, что сейчас происходит на Украине с двумя конкретными целями – демилитаризации и денацификации – это попытка хотя бы на этом пространстве решить задачу умиротворения агрессивного и непримиримого национализма, приобретающего формы нацизма.

«Пацифизация против нацификации» – это и есть реальный способ достижения той цели, которую могло бы ставить перед собой мировое пацифистское движение.

В глобальном смысле пацифизм – это все же утопия. Но в конкретной стране и конкретными средствами он вполне достижим. Мне кажется, что если взглянуть на происходящее в Украине именно таким образом, то это возможно спроецировать и на другие подобные случаи.

Пацифизм должен основываться на конкретной силе, которая может принести мир во всем мире, как бы это ни звучало банально и по-советски. Мир во всем мире может быть обеспечен только за счет того, что будет существовать альтернатива западному проекту всеобщей демократизации по западным стандартам. Если этому проекту мы сможем эффективно противостоять, то, в конечном счете мы получим мир, в котором война просто не будет возможна. Активные агрессивные силы, которые сегодня все еще пытаются господствовать в виде НАТО, будут таким образом заблокированы и нейтрализованы.

И если поставить целью сегодня не только достижение мира на Украине, но и такую задачу, то проект глобального мира получит реального исполнителя в лице России как особой цивилизации.