Из выступления Александра Зиновьева на конференции «Суд над Вердильоне. Общество произвола. Правосудие, закон, город», прошедшего в Милане, штаб-квартира «Международного культурного фонда Армандо Вердильоне», Милан, 9-11 февраля 1989 г.
Александр Зиновьев:
«Что мы имеем сейчас? Весь мир катится к новому средневековью. Мы живем сейчас в начале нового средневековья, которое может растянуться на сотни, а может быть и на тысячи лет. И об одном из проявлений этих тенденций к новому средневековью говорил здесь Максимов.
Все власть имущие объединяются независимо от их психологии и нравственности. Советским партийным чиновникам гораздо ближе по духу и по положению западные политики, западные бизнесмены, чем свои собственные граждане, находящиеся на более низких ступенях иерархии. Президент Соединенных Штатов может называть главу советского государства уменьшительным именем Миша, а глава коммунистической партии Советского Союза может называть президента Соединенных Штатов уменьшительным именем Роня. Главы двух исторически враждующих великих держав готовы целоваться, обниматься и становиться личными друзьями.
Возьмите ситуацию здесь в Италии. В Советском Союзе происходит грандиозное издевательство над русским народом, а здесь в Италии все власть имущие и все те, кто формирует общественное мнение с восторгом поддерживают советские власти, издевающиеся над советским народом. Примеры такого рода можно приводить тысячами. Если встать на позицию нравственности и здравого смысла, то невольно задаешься вопросом, что происходит с миром, кто на самом деле сошел с ума? Небольшая кучка людей, которая обращают внимание на эти факты? Или миллионы тех людей, которые держат в своих руках власть, прессу, общественное мнение и все блага этого мира?
И в этой ситуации какие бы ни были, с интеллектуальной дочки зрения, идеи Второго Ренессанса, сам факт выдвижения этой идеи свидетельствует об огромном мужестве. Это один из редких примеров, когда люди отваживаются идти против общего потока истории. Людей, которые могут идти против общего потока истории мало. Но если такие люди не будут появляться, как бы они не сходили с ума, какие бы безумные идеи они не выдвигали мир будет катиться к катастрофе. Я повторяю, я не знаю юридического аспекта дела Вердильоне, но если рассматривать всю ситуацию с этой точки зрения, то я думаю, что будет сопротивлению мировому безумию будет нанесен очень серьезный ущерб, если эта точка зрения будет раздавлена. Это только один аспект дела.
Случай Вердильоне чрезвычайно интересен как повод поговорить о важнейших проблемах современности. Вот вам в качестве пример другой аспект дела. Издательство «Спирали» издавало книги писателей, таких как: Ионеско, Борхес, Максимов, Нагибин, Хальтер и многие другие. Должен вам сказать, что большую часть книг, которые опубликованы в этом издательстве, другие издательства итальянские не рискнули бы публиковать. Все приспосабливаются к обстоятельствам. «Спирали» в этом отношении шли против обстоятельств, естественно вызывая какое-то общественное раздражение. И вот посмотрите, что теперь происходит. Мы привыкли считать Советский Союз страной, где отсутствует свобода слова, западные страны — царство свободы. А вот тут можно посмотреть один очень любопытный аспект, как царство свободы умеет затыкать рот нежелательным авторам. Вот какая судьба ожидает писателя, публикующего свои книги в издательстве «Спирали». Успех? Нет. Ситуация складывается такая, что получается чуть ли не бойкот писателей такого рода. Даже газеты, когда печатают рецензии на этих авторов».
Переводчик на итальянский язык Елена Корти Гори