Александр Зиновьев в программе «Русский век» (ТВЦ — 2005 год)
Одно из последних интервью Александра Зиновьева. ТВ программа «Русский век» (2005).
Вопросы задает: Андрей Викторович Караулов — советский и российский журналист, телеведущий, автор и ведущий публицистических программ «Момент истины» (1992—2016) и «Русский век» (1998—2006).
Изложение конспекта интервью в газете «Завтра»
– Среди диссидентов были люди, которым западные спецслужбы предлагали деньги?
– Я не встречал среди диссидентов людей, которые бы отказались от денег западных спецслужб.
– Вы же диссидент, антисталинист, антисоветчик, перебежчик, автор «Зияющих высот» (1975) зло высмеивающих СССР?
– Я не диссидент, и не перебежчик — меня выслали из СССР дав 5 дней на сборы. Автором «Зияющих высот» я стал в 1975 году, а антисталинистом еще в 1930е годы, в 1935 я был романтическим коммунистом, а в 1938 антисталинистом, членом организованной террористической группы готовившей убийство Сталина. Меня взяли и должны были приговорить к смерти, но до приговора не довели — следователь не мог поверить что у мальчишки 18 лет могли возникнуть такие убеждения, так что решил «выявить остальных членов группы», стали искать кто научил, выпустили, что позволило мне сбежать.
– Как вы думаете, почему эмиграция, диссидентское движение, всегда сторонились Солженицына?
– Солженицын (2018-2008) тоже не был диссидентом. Он был убежденным антисоветчиком. Был честолюбив, амбициозен.
– «Архипелаг Гулаг» (1975) великая книга?
– «Архипелаг Гулаг» — грандиозная фальсификация.
– Так сколько Сталин всё же уничтожил людей?
– Нельзя так ставить вопрос. Это не научный подход. Это масштабный исторический процесс на огромной территории, революция, гражданская война… Вот в масштабах этих процессов не более 2 миллиона репрессированных было направлено в лагеря. Это ничтожно. Для объективных выводов и оценок нужно брать конкретные регионы, города, населённые пункты и смотреть сколько людей там было репрессировано, за что, а сколько резко улучшили свою жизнь, получили отличное советское образование, стали учителями, врачами, офицерами, профессорами. Вот этих было в сотни раз больше. Ни одна система не обходилась и до сих пор не обходится без карательных средств.
– Хорошо. Понятно. Да, мы многого не понимаем. Но скажите, зачем нужно было убивать Мейерхольда (1874-1940), театрального режиссера, актера, педагога? Зачем убили его жену, Зинаиду Николаевну Райх (1894-1939), бывшую жену Сергея Есенина (1895-1925).
/ Примечание: Зинаида Райх была убита в подворотне при неясных обстоятельствах. В результате следствия, в ее убийстве были обвинены и расстреляны трое. /
– Вы опять некорректно ставите вопрос. Это говорит о том, что вы не способны понять о чем спрашиваете. Нельзя единичные факты вырывать из контекста. Если мы смотрим на процессы такого масштаба объективно, нас вообще не должна беспокоить судьба отдельного человека. Кроме того, откуда вы знаете, что там не было оснований для ареста и расстрела? Это солженицинский подход — все невинные жертвы и один злодей виноватый во всем. Я за всю жизнь так и не узнал ни одного случая, когда не было бы оснований для ареста. Вот меня арестовали и если бы я не сбежал, расстреляли бы. И правильно бы сделали! Я был террорист.
– А вот эти примеры, когда арестовывали и расстреливали за то, что человек копал канал куда-то, абсурдные обвинения.
– Откуда вы знаете? Времени сколько прошло. Фантазия у людей хорошо работает. Да и при желании можно накопать что угодно. Любую ерунду, дурь, которая в исключительно редких случаях действительно могла иметь место. Это ни о чем не говорит и не имеет значения. Можно взять любой исторический период и наковырять единичных фактов с гадостями и ужасами, а далее сделать вывод о достаточности этих фактов для полной характеристики периода — это не имеет никакого отношения к науке и объективной реальности. Как учёный, отношусь к этому с презрением. Я исследую эпоху, исторический период, социальную систему, ее генезис, становление, кризисы. Если мы смотрим глазами учёного, мы должны признать величие исторической роли Сталина. А что вы думаете, Наполеон Бонопарт (1769-1821) не поколечил множество людей? Поколечил. А Католическая церковь? А либеральные реформаторы России сколько уничтожили людей? Уверен, больше.
– Почему Сталин для вас такая больная тема? Почему вы его защищаете? Как тогда понять вашу книгу «Зияющие высоты» (1975), книгу злую, высмеивающую СССР, Сталина, все советское руководство и общественное устройство. Как это понять? Теперь вы говорите, что вам нравится система, вам нравится Сталин.
– Когда я сказал мне нравится система и Сталин? Я учёный. Вы все подводите к нравится — не нравится, люблю — не люблю. Нет в науке таких категорий. Учёный должен любить истину. Да и на эмоциональном уровне. Мне бы сейчас предложили прожить жизнь заново, вернуться назад в единоличное хозяйство, без колхозов — я против. Я получил первоклассное образование, стал профессором, философом. Только в СССР было такое образование. Я ощущал себя свободным человеком. Даже сейчас, когда меня никто не преследует, я себя так свободно не ощущаю. В нашей семье, а мы жили в маленькой глухой деревне Костромской области, старший брат стал директором завода, я стал профессором, все мои братья стали инженерами, один мой брат стал полковником и должен был занять генеральскую должность, но по причине моего ареста и обвинения в госизмене его кандидатуру отклонили. Вот это и есть то главное, что происходило в то время.
– Марк Михайлович Дэйч (1945-2012), внук Ефима Ароновича, журналист, директор издательского дома и исследователь антисемитизма в России, говорит, что никакого Плана Даллеса никогда не существовало.
– Ерунду говорит. Это не фальшивка. Да и если бы этот конкретный документ и имена были фальшивыми, я много лет прожил на Западе и изучал его. Меня выслали из СССР как предателя и антисоветчика, таковым меня считали на Западе благодаря моим книгам, так что меня приняли за своего и по этой причине была возможность контакта с целой сетью организаций профессионально занимавшихся разрушением СССР. Только в США было более 300 центров. Сколько их было в Европе? Были вовлечены десятки и сотни тысяч людей. Огромное количество людей. Даже то, что я написл «Зияющие высоты» и оказался на Западе — проявление деятельности всей этой большой организации, которая заметила меня и использовала в своих интересах. Если бы не было организации с множеством агентов на всех уровнях, со сложной инфраструктурой поиска, продвижения, публикации, пропаганды … где бы я напечатал такую книжку?
– Вам предлагали деньги?
– В этом не было необходимости. Они достаточно хорошо разбирались в людях и понимали, кому можно и не платить.
– А диссидентам платили?
– Не хочу называть имен, но вот тех кого знаю из диссидентов — да, они брали деньги. Помню, захожу к одному очень известному тогда диссиденту, он 7 лет без работы, а спрашивает: «сколько у тебя на сберкнижке?». У меня и сберкнижки не было. А он и его знакомые: «надо пошуметь, а то что-то давно не поступала финансовая помощь». Нужно быть наивным человеком, чтобы верить в идейную убежденность этих людей. Это чепуха.
– А как же Сахаров?
– А что Сахаров? Бросьте вы это! Сахаров и Солженицин были первыми, кто увидели во мне конкурента и бросились писать чтобы мои книги не публиковались и не присылались в СССР.