Фильм «Homo Sovieticus». Режиссеры Иво Бриедис, Рита Рудуша (2021)

 

Создатели фильма считаю, что спустя почти 30 лет после распада Советского Союза можно наблюдать возвращение риторики сильного человека тоталитарной эпохи. Могут ли этому способствовать остатки тоталитарного подчинения и раболепия в наших головах и умах? Режиссер фильма Иво Бриедис и журналист Рита Рудуша, оба родившиеся в СССР, отправляются в документальное путешествие, чтобы исследовать феномен «Homo Sovieticus» и выяснить, есть ли у человека с тоталитарным мышлением определенные географические границы.

 

«Настоящее время», 13.09.2021

(Министерство юстиции России внесло «Настоящее Время» в «реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента». «Настоящее Время» – это проект Радио Свобода (RFE/RL, Inc.) при участии «Голоса Америки».)

 

Кто такой Homo Sovieticus и где он обитает?

23 августа в Риге состоялась премьера картины Homo Sovieticus режиссера Иво Бриедиса. Режиссер фильма, как и его сценаристка Рита Рудуша, сами стали его героями, отправившись на поиски ответа на вопрос, что такое «человек советский» и можно ли перестать им быть сейчас, спустя 30 лет после развала СССР.

Премьера картины на Настоящем Времени пройдет 13 сентября. Фильм будет доступен на сайте в течение семи дней после эфира.

Режиссер: Иво Бриедис

Сценарий: Рита Рудуша

Оператор: Мартиньш Юревич

Редактор: Томс Крауклис

Оригинальная музыка: Мартинас Бялобжескис

Звукорежиссер: Саулюс Урбанавичюс

Продюсер: Гинтс Грубе, Элина Гединя-Дусена

Продолжительность: 70 мин.

Формат: DCP

Релиз: 2021 ArtDocFest Riga

 

Идея фильма пришла Бриедису во время съемок встречи ровесников, которые в 1991 году приняли участие в авторской программе Владимира Познера на Первом канале. Передача была посвящена распаду Советского Союза. Участников группы, которую снимал Иво, объединяло то, что все они поддерживали развал Союза и выступали с острыми аргументами против его сохранения. «Один из участников этой телепередачи, Ингус Берзиньш, стал известным журналистом в Латвии, заняв пост редактора портала Delfi. Он и познакомил нас с этой историей. Я тогда еще не был в этом проекте. Послали съемочную группу снять их встречу в Вильнюсе. Но что с этим материалом делать? Позвонили мне, потому что у меня был фильм про отношения латышско- и русскоговорящих обществ в Латвии, спросили, не хотел бы я продолжить этот рассказ в большем масштабе. Я согласился. Это была отправная точка, но для меня слишком маленькая, потому что я хотел найти в этом фильме что-то личное для себя», –рассказывает режиссер.

Homo sovieticus – иронический неологизм. Он стал популярен на Западе после публикации в 1982 году романа-исповеди Александра Зиновьева, советского диссидента и эмигранта. В своей работе, которая так и называлась «Гомо советикус», Зиновьев писал: «На Западе умные и образованные люди называют нас гомо советикусами. Они гордятся тем, что открыли существование этого типа человека и придумали ему такое красивое название. Причем они употребляют это название в унизительном и презрительном для нас смысле. Я введу более удобное сокращение для этого длинного выражения – гомосос».

Александр Зиновьев
Александр Зиновьев

Подражая исповедальной форме романа Зиновьева, авторы фильма признаются в своей «советскости», определяя ее как некую родовую травму или болезнь, от которой им бы хотелось избавиться. Возможна ли десоветизация на личном уровне, если она еще не была проведена на коллективном? И как же ее добиться, как излечиться от этой заразы под названием homo sovieticus, если она является сегодня частью большинства, даже тех, кто не жил при СССР? Размышления авторов перекликаются в фильме с личными историями четырех повзрослевших участников передачи «Вечер с Владимиром Познером» в 1991 году: Тиграна Атанесяна, Анны Копполы, Бахрама Ахмедзаде и Ингуса Берзиньша.

Тигран Атанесян
Тигран Атанесян

Тигран, живущий в Ереване, – сын полковника КГБ. Несмотря на такое происхождение, а может, и благодаря ему, в 1991 году он был настроен резко против сохранения Союза и выступал за отделение Армении. В детстве он не знал ужасов советского дефицита. В фильме Тигран рассказывает, что в 1980-е они с братом играли в лего. В наши дни он ходит в церковь и в качестве адвоката представляет интересы соучредителя партии «Адеквад» Артура Даниеляна, экс-начальника полиции Армении Владимира Гаспаряна и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Анна Коппола
Анна Коппола

Анна Коппола в 1991 году была студенткой журфака в Твери. Отучившись и пожив в США, в 2000-х она вернулась в Россию. Анна говорит о феномене «внутренней эмиграции», о том, что она, так же как и ее родители в Советском Союзе, вынуждена сегодня изолироваться от социального или общественного мира и жить «вне общества». Травму советского человека Анна воспринимает как равную травме каждого диссидента.

Бахрам Ахмедзаде
Бахрам Ахмедзаде

Бахрам Ахмедзаде родился в Азербайджане. После развала СССР он стал предпринимателем в Праге и возглавил мобильную микрофинансовую компанию. Бахрам любит Чехию, продолжает думать, что жизнь там лучше хотя бы потому, что чешское общество деполитизировано, в Чехии не принято думать о политике. И в общем-то Бахрам, так же как и Анна, ассоциирует свою травму с травмой диссидентства.

Ингусу Берзиньшу было 15 лет, когда он участвовал в передаче Познера. Сейчас он возглавляет крупнейшее и самое влиятельное СМИ в Латвии, являясь главным редактором популярного портала Delfi.lv. Как латыш и патриот он опасается имперских посягательств со стороны России (после событий в Крыму и на востоке Украины), опасность советского сегодня для него выражается в реальных военно-политических рисках для его страны.

Все эти люди сходятся во мнении, что советизм – это опасность, которая подстерегает где-то исподтишка, что это то, что может вернуться, то, у чего может произойти рецидив. В поисках ответа на вопрос, что же такое «хомо советикус» и можно ли его из себя вытравить, авторы фильма обращаются за комментариями к социологу и директору «Левада-Центра» Льву Гудкову, американской публицистке Энн Эпплбаум и к 20 лет проработавшему в Москве немецкому журналисту Борису Райтшустеру. У каждого из них свой взгляд на этот феномен и на то, как он существует сегодня в России, Америке и Германии.

Борис Райтшустер
Борис Райтшустер

В 1989 году Всесоюзный центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) под руководством Юрия Левады начал проект «Человек советский», в рамках которого предполагалось раз в пять лет проводить анкетирование граждан с примерно одинаковым набором вопросов. Опросы были проведены в 1989, 1994, 1999 и в 2003 годах. Интересно то, что со временем исследователи пришли выводам, которые побудили авторов проекта отказаться от изначальной гипотезы об «исчезающем типе» советского человека, и выяснили, что советский человек – это то, что продолжает жить сегодня, пережив трансформацию из активного члена общества в человека «приспосабливающегося».

«Совок», «гомосос», «красная чума» сплетаются в одно целое в том самом страхе, в котором герои фильма, Рита и Иво, признаются в начале картины и от которого они так сильно хотят избавиться. Врожденный страх внутри «совкового» человека оказывается равен страху постсоветского либерала оказаться им и остаться таким навсегда. В конце концов у зрителя возникает вопрос о том, что же собой представляет феномен диссидентства. Не является ли оно воплощением такого страха и можно ли от этого страха избавиться?

 

Интервью режиссера Иво Бриедиса

 

Сценарная мастерская Александра Молчанова, 23.12.2020

Разговор об А.А. Зиновьеве на 66 минуте

Иво Бредис – драматург, сценарист, режиссер (Латвия). Говорим о том, как получилось, что демократия с таким трудом приживается на постсоветском пространстве. И почему через тридцать лет после окончания холодной войны мир опять оказался на пороге нового мирового противостояния.