Александр Зиновьев: Глобализация как война нового типа (2001)

Информагентство «Славянский мир», апрель 2001 года

Глобализация — это мировая война нового типа. Об этом размышляет в своем интервью, данном еще до 11 сентября 2001 года известный социолог Александр Александрович Зиновьев. Время лишь подтвердило справедливость высказанных оценок.

В апреле 2001 года А. Зиновьев дал интервью информагентству «Славянский мир», которое затем было размещено на нескольких источниках, в том числе на old.za-nauku.ru

— Александр Александрович! Почему Вы, известный и у нас, и на Западе ученый, профессор МГУ, решили возглавить комитет в защиту Слободана Милошевича? Вы его личный друг или за Вашим решением стоят более веские причины?

-Личных отношений у нас с Милошевичем нет- мы встречались с ним только один раз, и встреча продолжалась недолго. Для меня Милошевич — фигура символическая. Он оказался во главе югославского, сербского сопротивления агрессии НАТО и США. Как ученый, как теоретик, я всегда интересовался ситуацией в мире, включая «холодную войну, в которой Советский Союз был разгромлен силами Запада, непосредственно, изнутри, изучал ситуацию на Западе — формирование глобального западнистского сверхобщества. Я уже давно стал понимать, что наша страна стала жертвой агрессии со стороны этого сверхобщества, точно так же, как Югославия и, в особенности, ее историческое ядро — Сербия. Я согласился возглавить этот комитет, чтобы хоть в какой-то мере противостоять агрессии НАТО и Соединенных Штатов.

— В своих книгах Вы проводите мысль, что эта агрессия, не всегда носящая характер прямой военной интервенции — принудительное навязывание колониальных вариантов западной культуры и ценностей с целью подчинить себе весь мир?

— Да, это так. Но как теоретик я иду дальше. В своих исследованиях я установил факт перехода Человечества от эпохи обществ к эпохе сверхобществ и интеграции западного мира в глобальное западнистское сверхобщество, метрополией которого стали США, установил его структуру и его намерения. Именно Штаты стали олицетворением, символом западнистского сверхобщества. «Холодную войну вели уже не США, а именно это сверхобщество. С окончанием «холодной войны борьба этого объединенного, интегрированного западного сверхобщества против нас не прекратилась — она перешла в стадию, которую я называю теплой войной. В этой стадии к средствам «холодной войны добавились средства «горячей войны и плюс грандиозные диверсионные операции. К их числу я отношу разрушение социального строя, осуществление контрреволюции в нашей стране. Это была грандиозная операция. С помощью аналогичных диверсионных операций была разрушена и Югославия.

В нашей стране пока дело до «горячей войны пока не дошло, и все делалось руками самих жертв: советских людей у нас и руками граждан Югославии там. В стране-мишени создавалась «пятая колонна, общество раскалывалось. В результате одной из таких операций Милошевич был свергнут и, в конце концов, арестован. Дело гораздо серьезнее, чем кажется. Идет, уже идет война нового типа. Обычно глобализация подается как некое стихийное объединение всех стран в единое целое. Но кто этого добивается и каким путем? На самом деле идет настоящая война западнистского сверхобщества, возглавляемого США, за мировое господство. Это такой же «добровольный и «естественный процесс, как «слияние волка со съеденным им ягненком.

— А остальной мир превращается в колонию общего пользования?

— Да, остальной мир превращается в зону колонизации для Запада. Так произошло с нашей страной. Так произошло и с Балканами. Они завоеваны и включены в сферу колонизации.

— Долгое время считалось. что «деколонизация, то есть получение бывшими колониями независимости — сугубо позитивный процесс. Сегодня мы начинаем понимать, что формальная деколонизация шла не только в пользу освобожденных народов и советского лагеря, но в пользу Штатов, постепенно втянувших их в свою сферу влияния и эксплуатации. Произошла смена модели колонизации — на схему «объединенная метрополия — мегаколония общего пользования…

— Безусловно. Но это очень сложный процесс — в нем переплелись борьба внутри самого западного мира и борьба западного мира в целом за покорение всей планеты. С одной стороны, разрушение традиционного колониализма было завоеванием Соединенными Штатами господства в рамках самого западного мира. Британская империя была разрушена — но это не значит, что эпоха колониализма кончилась. Просто сегодня колониализм принял новые формы — произошла интеграция метрополий в единое целое. Даже побежденная во второй мировой войне Германия получила свою долю в доходах от эксплуатации «третьего мира объединенным западным сверхобществом. Послевоенная Германия получила то, за что безуспешно воевала с Британией в двух мировых войнах… Для нее определили место, лишили ее политических амбиций и претензий на единоличное мировое господство — но для того, чтобы интегрировать в общий завоевательный союз западных стран — под эгидой США.

Германия была побеждена, Британская империя распалась — но они не перестали существовать, а перешли в новое качество, получили новые, достаточно выгодные, роли. Стало очевидно, что ни одна из держав-соперниц не сможет покорить мир в одиночку — это возможно только совместными усилиями. Поэтому неслучайно в своей программной речи в Фултоне — той самой, в которой была объявлена «холодная война советскому блоку, Черчилль заявил и о необходимости «единой Европы. Чуть позже — в 1948 году, союз Запада против СССР был юридически оформлен в виде НАТО; через несколько лет в этот военный союз была включена Германия — предварительно подкормленная по плану Маршалла… Запад окончательно осознал и оформил себя как целое.

— Впервые идея «сообщества свободных государств — прообраза НАТО, обладающих «контрольным пакетом акций от земного шара и способного даже невоенными средствами задушить любую другую коалицию, возникла как тезис британской военной пропаганды еще в Первую Мировую. Тогда же была испытана технология раздела крупных государств путем «самоопределения и «освобождения этнических меньшинств… Все это реализовано. Неужели мы так и не выскочим из этой колеи, переходящей в туннель?

— Полной предопределенности исторического процесса нет. Но сейчас можно констатировать, что западный мир, как единое целое, по своей мощи превосходит все остальные страны мира по отдельности, и даже всевозможные их блоки. Это факт. И процесс глобализации происходит именно по инициативе западного мира и под его контролем.

— То есть глобализация, которая выдается за стихийный и неизбежный процесс, сопротивление которому бесполезно — процесс принудительный и целенаправленный?

— Именно. Когда говорят о стихийности глобализации, уклоняются от обсуждения сущности этого явления. Тенденции не действуют сами по себе — глобализацию осуществляют люди. И нужно ставить вопрос: КАКИЕ люди осуществляют глобализацию, В ЧЬИХ интересах и с какими последствиями. Можно сказать, что Вторая Мировая война была проявлением тенденции объединения Европы — но это никак не оправдывало то, что делала гитлеровская Германия. Не говоря о том, что шла борьба двух интеграционных планов — германского и британского.
Глобализация тоже может быть разной. Не бывает глобализации вообще. Глобализация, как любой процесс политической интеграции, не может быть «ничьей. В современном мире действуют слишком мощные силы, чтобы оставить процесс такой значимости на волю случая.

Фактически американцы успешно, гораздо более успешно продолжают опыт фашизма — но уже в глобальном масштабе… Но говорить о том, что это окончательная победа, рано. Существует Китай, существует арабский мир, да и Россия еще не добита до конца. Внутри самого западного мира есть противоречия — между Германией и другими странами Западной Европы, между Западной Европой и США, есть Япония, которую не устраивает подчиненная роль покоренной страны, но битва за мировое господство уже началась. Глобализация и является этой войной. Войной в полном смысле этого слова (!). Она началась, она идет — и первые победы Запад уже одержал. Разгромлен советский блок, Советский Союз, раздроблена Югославия… Правда, глобализация, как и всякая война, требует жертв и от агрессора — я имею в виду заметное сокращение социальных гарантий и отток капитала рабочих мест в «новые индустриальные страны, но — на войне как на войне…

— Один из лидеров европейского антиглобализма — Мишель Коллон, автор книги «Монополия: НАТО завоевывает мир,, не сговариваясь с Вами, определил НАТО как «армию глобализации. Вешая на своих противников ярлык фашистов, они продолжают планы Гитлера не только в той же балканской политике, но даже на символическом уровне: чего стоит только одна из операция против Ирака, названная в честь Роммеля «Desert fox- «Лис пустыни. Не говоря уж о «Новом порядке Гитлера и «Новом мировом порядке США…

— Судить надо по делам. Они настолько уверены, что действуют во имя некой высшей, сверхчеловеческой «демократии, что они «освобождают» человечество от коммунизма (как «освободили нас и югославов), что не задумываются ни о допустимых средствах, ни, тем более, о том, как это выглядит в глазах «туземцев, то есть, нас с вами. Они отождествили коммунизм и фашизм и не заботятся о камуфляже. Они идут напролом.

— Рассчитывают, что те, кто может им противостоять интеллектуально, будут отлучены от «ящика и не будут услышаны?

— Именно: они рассчитывают, что оппоненты будут попросту заглушены. Более того, они и специально пытаются снизить интеллектуальный уровень своих оппонентов — в том числе потенциальных, то есть молодежи. Смотрите, как целенаправленно они снижают интеллектуальный уровень России. Россия, Сербия и другие побежденные страны стремительно деградируют. С точки зрения исторической и социологической — это продолжение того, что пытался делать Гитлер.

— Про гитлеровские планы геноцида «неполноценных» народов известно всем. Гораздо менее известна аналогичная американская концепция Макнамары — Киссинджера, официально положенная в основу американской мировой политики с начала 70-х (доктрина «золотого миллиарда» ) Сегодня она реализуется через ООН, МВФ и Всемирный банк, которые, в свою очередь, навязывают политику экономического геноцида правительствам зависимых стран — в том числе России. Не просто частные лица — высшие руководители стран НАТО публично высказываются о «необходимости радикального сокращения населения России» и даже называют цифры. Почему же российское руководство не видит столь явных проявлений враждебности?

— В свое время Бжезинский сказал, что в России останется миллионов пятьдесят, не больше, а другие идут еще дальше. Тэтчер как-то проговорилась, что им «хватит» и пятнадцати миллионов… Не так давно, незадолго до возвращения в Россию, я встретил одного из известных деятелей «холодной войны» и он мне прямо сказал: «МЫ ВАС, РУССКИХ, УНИЧТОЖИМ — НО ТОЛЬКО ‘ГУМАННЫМИ’ МЕТОДАМИ».
Судите сами. За последние десять лет в результате поражения нашей страны в «холодной войне» мы потеряли в человеческом материале большие, чем во время войны с Германией. Одно то, что смертность в два раза перекрыла рождаемость, а средняя продолжительность жизни сократилась больше чем на десять лет, нанесло большие демографические потери, чем вся Отечественная война.

-Плюс деморализация оставшихся в живых…

— Естественно. За время войны с Германией в духовном плане советское население стало более монолитным, после войны был очень сильный моральный подъем. А сегодня идет быстрая деградация. Так что методы уничтожения, которые применяют против нас западный мир и американцы, гораздо более совершенны, чем гитлеровские. Среди главных установок глобализации в отношении России — сокращение население до минимума. Осуществляется спланированный заранее геноцид русского народа. В отношении других, меньших народов, которые, по их мнению, не представляют для них угрозы, они могут даже проводить политику поддержки — например, для поддержания заселенности территорий крайнего Севера, где никто, кроме коренных народов, жить не будет. Но что касается русского народа — то тут прямая установка на его низведение на уровень народа десятистепенной важности — и, в конечном счете, на его полное истребление.

— В том числе, и за счет уничтожения культуры?

— Ну конечно. Что значит истребить народ такого масштаба, как русский? Разумеется, это значит занизить его в интеллектуальном отношении, посеять моральный, идеологический, психологический хаос, разрушить культуру и образование — по всем этим линиям и идет деградация. Сейчас разрушается система образования — когда-то лучшая в мире, уровень науки упал настолько, что просто страшно становится.

— Выходит, что глобальный фашизм ставит задачу не столько подчинения, на что надеются малодушные, сколько именно физического истребления — но только без черных мундиров, овчарок и газовых камер — просто в лагеря превращаются целые государства…

— Одна из основных проблем реальной глобализации — это установить контроль над человеческим материалом планеты. Излишний, с их точки зрения, человеческий материал — уничтожить, но современными методами, так чтобы это было и незаметно, и выглядело как естественный процесс. 21 век, думаю, будет веком войны западного мира против Китая, и какая судьба в этой битве уготована нашей стране — это тоже проблема для размышления.

— Но вернемся к судьбе Милошевича. Очевидно, это гораздо глубже, чем личная месть западных лидеров — хотя есть и это. Суд всегда был атрибутом высшей власти — и даже в большей степени, чем военная сила. Сам термин «править» изначально означал не столько управление, сколько судопроизводство. Не является ли суд над Милошевичем попыткой НАТО перейти от нелегитимного права силы к легитимации своей власти на исполнительном и судебном уровне?

— Что касается статуса так называемого Гаагского трибунала — то, как известно, это явление не правовое, поскольку у каждого суда должен быть источник полномочий: либо традиция, либо волеизъявление населения, попадающего под его юрисдикцию, либо, в исключительных случаях, международный договор. При этом суд не должен зависеть от одной из заинтересованных сторон — ни по составу, ни по финансированию. Гаагский суд создан Совбезом незаконно — Устав ООН не предусматривает никаких «международных судов — поскольку это нарушает принцип невмешательства во внутренние дела челнов ООН. МТБЮ — орган не суда, а расправы Соединенных Штатов и НАТО, орган насилия. Задача этого учреждения — свалить свою вину — вину агрессора — на жертву и оправдать себя в глазах мирового общественного мнения, которое все-таки еще играет какую-то роль, которое еще не полностью зависит от них.

В мире еще не все понимают суть дела, далеко не все. Хотя » горячая война в Югославии закончилась, но не закончена война в целом. Завершена же она будет тогда, когда человек, символизирующий сопротивление НАТО, будет «наказан». Вот это и будет политическим завершением этого эпизода войны нового типа за мировое господство. Война нового типа, проявляющая себя как глобализация, еще плохо изучена, и ее изучение в значительной мере является запретной темой. Так вот, в этой войне суд над Милошевичем даже важнее, чем все военные операции, проведенные против сербов.

— Как в традиционных войнах захват знамен и подписание капитуляции?

— Именно. Пока эта символическая операция не осуществлена — война не закончена. Если бы суд над Милошевичем не состоялся, то можно было бы с определенной точки считать эту войну неудачей американцев и НАТО. Люди недоумевают: зачем было американцам тратить столько усилий, зачем все эти закулисные сговоры, посулы и угрозы — в конце концов, Милошевича фактически выкрали в стиле Отто Скорцени, это в чистом виде диверсионная операция. Так зачем, недоумевают люди, столько усилий для того, чтобы всего одного человека украсть и осудить? А затем, повторяю, что эта операция важнее, чем все военные операции, которые ей предшествовали.

— НО ГЛАВНОЕ — ЭТО ПРЯМАЯ И ЯВНАЯ УГРОЗА ВСЕМ, КТО СОПРОТИВЛЯЕТСЯ или способен сопротивляться…
— …И Лукашенко — всем. После того, как Югославия пала и Милошевича арестовали и судят — символом сопротивления НАТО и американизации стала Белоруссия и ее президент Лукашенко. И новая операция против Белоруссии и Лукашенко пойдет по тому же самому сценарию.

— А угроза Путину?

— Я бы не стал так утверждать, потому что в отношении Югославии и Милошевича Россия сыграла не лучшую, недостойную роль. По существу, если бы Россия заняла более твердую позицию, похищение Милошевича не состоялось бы. Более того, я думаю, что война 1999 года — как «горячая война»- могла вообще не начаться. В то время я был на Западе и могу сказать, что там многие ожидали от России большего — и даже хотели, чтобы Россия заняла более твердую позицию. Война США против Югославии еще не означает, что вся Америка единодушно ее приветствовала. В самой Америке шла борьба различных сил. В том числе в правительстве.
Эта война — инициатива таких людей, как Олбрайт и ей подобные. Можно сказать, что это была ее персональная война. С точки зрения американских интересов, эта война была ошибкой. В мировом общественном мнении ее пряничный образ богатого благотворителя был разрушен, и откровенно обнажилась ее сущность, как мирового агрессора. И то, что хотят сделать с Милошевичем — это во многом попытка прикрыть негативные политические последствия войны. Запад очень неоднороден. На Западе нарастают антиамериканские, антиглобалистские настроения — в том числе и открытые выступления. И расправа над Милошевичем — в значительной мере стремление подавить эти антиамериканские настроения в самой Западной Европе. Еще когда война только готовилась, я неоднократно высказывался в прессе, что это будет война не только против Югославии — это будет антиевропейская война.

— «Холодная гражданская война» внутри самого Запада?

— И это тоже. Несомненно одно: глобализация, как война нового типа — это явление многостороннее. Это не просто война НАТО против всех остальных. Это война внутри США между различными группировками. Это война между Штатами и Западной Европой. Это война в самой Западной Европе — в частности, между странами и между различными категориями людей внутри этих стран. Война идет и между осколками Советского блока и самого Советского Союза, разрушенного, напомню, руками самих советских людей, и в самой России, где различные группы натравливаются друг на друга. Ведь западнизация России осуществляется силами российских людей, выполняющих волю западного мира.

Так же было расколото население в Югославии и в других регионах планеты. Это один из методов войны нового типа. Это очень сложное явление, и разобраться в нем в высшей степени важно. Методы войны применяются любые — никаких юридических, никаких моральных ограничений для себя завоеватели не признают.

Ведь этот суд в Гааге — это не юридическое, это криминальное явление. По сравнению с ними гитлеровцы выглядят просто как ученики младших классов рядом с профессиональными уголовниками. Тут используется весь мощный интеллект Запада и любого рода зависимость других стран от Запада — вся эта мощь используется в интересах западного сверхобщества для завоевания мира.
Почти 100 процентов интеллигенции Запада одобряет расправу над Милошевичем. И смотрите, как вяло освещается его поддержка в России — если бы речь шла о пожаре или драке на стадионе, то средства информации буквально гудели бы, а тут — ноль внимания. Только несколько газет печатают иногда сообщения, иногда по радио что-то проскочит. А так ведь все действия по защите Милошевича — в том числе работа нашего комитета, фактически замалчивается. Причем на официальном уровне ( это тоже характерно) используется НАТОвская терминология — «суд», «подсудимый», «выдача».

А ведь это внесудебная расправа, военно-полицейская операция такого рода, которые осуществляли гитлеровцы, проводя публичные казни партизан или заложников и сгоняя на казнь окрестное население.