Ольга Зиновьева: «Диссидентство сейчас – это недостаток культуры»

«Окно в Россию» («Голос России»), 11 февраля 2014 г. 

Ольга Зиновьева: «Я считаю, что национальная идея у такой огромной страны, гигантского государства, каким мы являемся – само наше существование» 

 

Руководитель проекта «Соотечественники» Ольга Зиновьева, вдова известного философа и писателя Александра Зиновьева — о рецептах решения проблем без эмиграции и своем видении национальной идеи нашей страны.

Мы живём в удивительное время. Избитая, вроде бы, фраза. Но вся «избитость» и ироничность ее в отношении современной России компенсируется тем, что время наше способно удивить по-настоящему. Хотя бы разностью отношения (думается, не надо пояснять о чем идет речь) к наоборот должным объединять Олимпийским играм. Впрочем, кажется, спортсменам вся эта «пена» отнюдь не мешает, и пока наши и чужеземные олимпионики стяжают славу на спортивных полях сражения в Сочи, корреспондент портала «Окно в Россию» обсудил грядущие Игры юных соотечественников с руководителем проекта «Соотечественники» Ольгой Мироновной Зиновьевой, вдовой известного философа и писателя Александра Зиновьева, также поделившейся с нами простым рецептом решения проблем без эмиграции и своим видением национальной идеи нашей страны.

— Ольга Мироновна, мир Вас знает как супругу и соратницу философа Александра Александровича Зиновьева, а последнее время Ваше имя фигурирует в контексте проекта «Соотечественники». Не могли бы Вы вкратце рассказать о проекте и Вашей роли в нём?

— Проект играет роль абсолютно объединяющую, консолидирующую для всех наших соотечественников, в силу разных обстоятельств оказавшихся за рубежами нашей Родины. И состоялся он вовремя. Все дело в том, что сам феномен разбросанности и диаспоральности – это сложный вопрос. Он не сегодня возник и появился не вчера. Это проблема перемещающегося изменчивого мира, связанная с военными конфликтами, с двумя гигантскими, страшно разрушительными войнами, которые гремели в прошлом веке и которые чуть не оставили камня на камне от страны и народа. Пролитая кровь, пролитые слёзы, потерянные жизни, разбитые семьи – это всё то, что мы получили в подарок от ХХ столетия. Я сама – жертва того, что происходило в ХХ веке. Мой муж, будучи участником войны, будучи летчиком штурмовой авиации, оказался за пределами нашей страны. Мы были лишены гражданства в августе 1978-го года. Тем не менее, мы остались гражданами этой страны, ее детьми. Не на страну надо обижаться, а на те силы, которые от имени ее руководства, от имени самой страны с тобой обходятся как с врагом народа. Проект «Соотечественники» помогает освободиться от ощущения, что ты — враг народа. Приводит к мысли, что ты нужен своей стране, что ты возвращаешься в свою семью.

— Как человек, вынужденный уехать и проживший 21 год в эмиграции, как человек, понимающий трудности и трагедии русских людей, живущих за рубежом, что бы Вы сказали нашим соотечественникам?

— У меня есть единственный рецепт. Правда в том, что ты остаешься эмигрантом на всю жизнь. Единожды покинув свою страну, в силу обстоятельств или благодаря судьбе, а потом, вернувшись домой, ты всё равно останешься эмигрантом. Это самая страшная ломка, которая происходит внутри твоего сознания, внутри твоей души и твоего сердца. Это очень трудно. Я могу только сказать, что, несмотря на все возможные проблемы, нужно все-таки цепляться за свою страну. Попытайся решить все трудности дома, где ты врос корнями, где сами стены тебе помогают. Не принимай эмиграцию как решение проблем – ты ее только экстраполируешь. Ты уезжаешь за границу – меняется география, но ты-то не меняешься. А все проблемы остаются у тебя внутри.

— Наши корни – это наши крылья.

— Да, именно так.

— Как нам стало известно, в России должны пройти еще одни Игры — Первые Всемирные игры юных соотечественников, которые Вы готовите. Можно ли назвать эти игры «Олимпиадой Русского мира»? Будет ли это событие интересно за пределами России и русскоязычных сообществ за границей?

— Дай Бог, чтобы это состоялось и получилось. Вообще нужно мыслить позитивно, потому что плохие мысли реализуются. Как немцы говорят, «не рисуй чёрта на стене». Я уверена, что проект состоится. Он интересен тем, что «прикасается» к молодежи, которая еще практически не идеологизирована, к детям до пятнадцати лет. Мы надеемся на то, что те дети, которые по благословению или по рекомендации родителей примут участие в этих играх, попадут сюда не случайно. Они окажутся здесь, следуя идее «Я хочу быть с тобой, моя Родина!» И я уверена, что все получится и будет иметь резонанс. Опыт организации подобных мероприятий уже есть. Я сама создала международный конкурс пианистов «Европа – Азия» в Орске, на границе с Казахстаном. Поначалу я везде натыкалась на негативизм. Меня спрашивали, зачем это нужно, можно же быть вице-президентом другого уже существующего конкурса, и всё было бы в порядке. Но я не хочу, чтоб у меня всё было в порядке. Я борюсь за то, чтобы у других всё было в порядке. Чтобы эти дети имели шансы, возможность принимать участие в музыкальной жизни планеты. Нам не давали денег, но люди работали не за деньги, за идеи. Представьте, где-то на краю Ойкумены, в Орске, на границе России и Казахстана, появляется вот такой цветочек. А распустится цветочек в этом году уже в шестой раз. К нам приезжают музыканты из Венесуэлы, Бразилии, Кореи, Китая, Японии.

— Касаемо Олимпиады… Интересно знать, превалирует ли спортивный или культурный момент?

— Определяющий, доминирующий фактор этих соревнований – это, конечно, спорт. Но я настаиваю на том, что нельзя выпускать однобоких специалистов. Ведь зашоренные специалисты ничего не стоят. Человек, выходящий в мир, должен иметь широкое представление об этом мире. У него должен быть кругозор. А его можно достичь не только тем, что ты знаешь, как заколачивать гвозди в сапог, а разбираясь в поэзии, музыке, литературе, театре и прочем. Я настаиваю на том, что эти Олимпийские игры юных соотечественников должны кроме спорта, кроме умения играть в лапту и в шахматы, должны еще приобщать к культуре нашей страны.

— Да, по поводу кругозора и мышления. Как Вы думаете, Ольга Мироновна, есть ли сейчас диссиденты в нашей стране? Существует ли диссидентство как таковое?

— Если Вы намекаете на моего мужа, то он не был диссидентом и всегда говорил об этом. Всё дело в том, что в те времена, когда нас высылали из Советского Союза, у американских советологов и кремлинологов была такая фаза диссидентская. Проще было человека определить к какой-то волне, нежели допустить дифференцию, учесть специфику позиции того или иного человека. Зиновьев диссидентом не был. Он не получал никаких грантов за границей, никакой помощи и поддержки. Он сознательно от всего этого отказывался. Он не хотел разрушения страны – у него было своё видение. Что касается современного диссидентства, я не вижу повода для него. А если брать наши «либеральные» круги и какие-то персоналии, то мне не нравятся их программные заявления. В них сквозит спесь в отношении собственной страны, собственного народа. Но я не называю это диссидентством. Скорее, это недостаток культуры. Мне это не нравится, потому что нельзя так рубить с плеча и обвинять собственный народ в том, что он до чего-то «не допетрил».

— Национальная идея. Есть ли у нас? Какой Вы её видите?

— Я считаю, что национальная идея у такой огромной страны, гигантского государства, каким мы являемся – само наше существование. Нам нужно идти вперёд. Нам нужно помнить, что мы не должны ни у кого просить прощения, мы не должны допускать, чтобы такую страну так унижали, как это происходит сейчас регулярно. Мы должны брать инициативу в свои руки и не ждать позволения от МОК, что мы будем делать на этих играх, о чём будем говорить, что мы будем показывать. Меня раздражает эта позиция. Почему же, например, Эрнст не настоял на своей задумке с фотографиями фронтовиков. Это ведь прекрасная идея! Нужно было идти на конфликт. Это твоя территория. Это твоя страна! В итоге они проглотили бы. Свободу и право никто не даёт. За них надо бороться!

— А Вы сами Олимпиаду смотрите?

— Честно говоря, без фанатизма, но меня потрясли фигуристы: Волосожар и Траньков. Эту пару в короткой программе я увидела и была совершенно потрясена. Это же балет! Какая техника! Я желаю удачи всей нашей олимпийской команде. Желаю удачи моей стране. Я хочу, чтобы мы получили радость от этого праздника.

Редакция портала благодарит главу Бельгийской федерации русскоязычных организаций Сергея Петросова за помощь в организации интервью.

Иван Буданов,

Алевтина Марьина