Видео-обращение Ольги Зиновьевой к посетителям выставки-реквием «Его Голгофа» в РГАСПИ

Видео-обращение Ольги Зиновьевой к посетителям выставки-реквием «Его Голгофа. Именем Александра Зиновьева обвиняются…» в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ)

Ольга Зиновьева:»Это выставка о суде над русским Сократом. Эта выставка — лобное место для всей советской и всей постсоветской философии»

Адрес: Москва, ул. Большая Дмитровка, д.15, РГАСПИ, выставочный зал на I этаже (ст. «Охотный ряд», «Театральная», «Пушкинская», «Чеховская»).

*                     *                      *

Ольга Зиновьева,
вдова, соратник, хранитель наследия А.А. Зиновьева

Выставка-реквием «Его Голгофа»

Ольга Зиновьева. Открытие выставки-реквиема “Его Голгофа. Именем Александра Зиновьева обвиняются…”Судьба нашей страны, определившей главные политические и социальные потрясения, тенденции и зигзаги ХХ-го века в геополитическом развитии мирового сообщества на всех континентах, по-разному проявлялась в человеческих судьбах. Но в судьбе одного, отдельно взятого человека, она удивительным образом выявила себя в драматическом жизненном полотне русского гения Ломоносовского масштаба.

Рождение Александра Зиновьева в глубочайшей провинции, в Костромском крае, некогда, на протяжении столетий, являвшемся династическим, духовным и культурным «котлом» в истории России, по всему уже и не выглядит случайностью, но является уже определённой закономерностью.

Кострома по-своему отвечает на вызовы Революции 1917 года — семья Зиновьевых лишается крова, но всё-таки выживает.

Великая Отечественная война,  поглотившая миллионы жизней защитников Родины и мирного населения, бросает рядового Зиновьева с одного края необъятной страны — с Востока на Запад, из кавалерии в танковые, а потом в авиационные войска, но он с незначительными ранениями всё равно выживает. Выживает в первую очередь, спасаясь от преследования, от союзного розыска НКВД, куда он попадает по доносам друзей в 1939 году.

Арест на Лубянке, камера смертников во время войны, четыре покушения на жизнь — в Москве, Мюнхене, Осло и Хьюстоне. И доносы, доносы, доносы…

«Героя назови героем, а предателя — предателем» (А.А.Зиновьев), — такова  центральная содержательная интрига этой выставки.

Исходная идея — по возможностям экспозиции — в чёрном и белом свете отразить именно эти две  составляющие и противоборствующие тенденции, идёт ли речь о войне, мире, учёбе, работе. Переплетение этих линий и людских характеристик современников вывело Александра Зиновьева на столбовую дорогу, на  путь на его Голгофу. Отстояв себя  как человека чистого, бесстрашного и принципиального, он своей Зиновьйогой показывает путь и  возможности  оставаться Человеком.

Выставка по-своему является расследованием, где находятся ответы на беспокойные вопросы, но вслед за этим возникают новые. Раскрытие истории коллективных гонений и преступления против гения, человека, хотевшего одного: истины во что бы то ни стало. Истины об эпохе и стране.

35 томов КГБ и мои дневники содержат много неотвеченных вопросов  к тем, кто ещё жив и отвечает за преследования и хулу на русского гения, Александра Александровича Зиновьева (1922 — 2006). Кто и как судил русского Сократа? Были ли свободными граждане, принимавшие активное участие в этом позорном судилище? Каким кодексом чести руководствовались они, шельмуя выдающегося мыслителя нашего времени?

Самим фактом возвращения на Родину он простил всем, кто сыграл кровавую роль в его жизни. Простил, но помнил.

Я в силу долга перед памятью мужа и моих возможностей продолжаю его дело и хочу снять завесу тайны и умолчания о палачах и их подручных, коими изобиловало жизненное пространство, 90-летие которого состоялось в прошлом году, — 90-летие создания СССР.

Выставка красной нитью прослеживает драматический путь человека, ставшего легендой при жизни,  нелёгкий путь от рождения до его Голгофы. Эта выставка-реквием и по судьбе страны — проявляет  особенности красоты и чудовищности её истории, с её героями и предателями. Надеюсь, она сможет помочь молодым поколениям и поднаторевшим исследователям восстановить дополнительно отдельные линии и эпизоды из истории советского общества в эпоху массового доносительства.