Ольга Зиновьева, директор Биографического института Александра Зиновьева
В год 95-летия крупнейшего идеолога России рубежа XX-XXI веков Александра Александровича Зиновьева очень трудно абстрагироваться от происходящего на улицах наших городов. Невозможно отвернуться от вызовов современного российского избирателя, заявившего в разной форме свою озабоченность падением ответственности за настоящее и будущее нашей Родины. Власть в России отстала от своего народа уже на полвека и продолжает отставать. Российское общество живет в XXI веке, а власть с ее феодальными повадками и привычками, барством, близорукостью, откровенной спесью осталась в XX веке, внутри Садового кольца Москвы.
Шесть лет назад я выступила на пяти языках с призывом к мировой общественности: «Хватит кормить Уолл-стрит!». Обращение услышали и среагировали на него во многих странах Нового и Старого Света. Не услышали только у нас, дома, в России. А между тем мы продолжаем сокрушаться по поводу падения курса валют на мировых биржах, не обращая никакого внимания на беспрецедентный обвал и девальвацию нашей национальной «валюты» – чести, достоинства, общечеловеческой отзывчивости, науки, культуры, истории, семьи, образования. На фанфарные выступления на праздничных гуляниях, где pro forma обозначены вышеуказанные понятия, а настоящая боль и переживание возникают и не отпускают людей, живущих не «по понятиям», а по совести и честному труду. Легкость, с какой живому обществу навязываются чужеродные образы «правильной жизни», «правильных» героев и «правильного» эгоцентризма, поражает. Равно как поражает и пугает нарастающая атомизация российского общества, расщепление его на группы, слои, агрессивно противостоящие друг другу.
Россия выбыла из глобальной битвы идей, так как ее политический класс до сих пор не может вырваться из цепких объятий кайфа 90-х годов – психологии «большого хапка», что тоже является проявлением эффекта системного кризиса.
Мы держатели целого ряда «антирекордов» среди государств, претендующих на статус развитых, культурных, цивилизованных. Речь о таких явлениях, как крайне низкая средняя продолжительность жизни российских мужчин; самые высокие показатели коррупции, бюрократизации, разрыва в уровнях доходов населения; повальное пьянство и неуклонно растущая наркомания; массовая утечка «умов», усиливающееся технологическое отставание, высокая преступность и т.д.
Россия сумела утратить влияние на постсоветском пространстве, приучить Европу к сезонным обострениям в отношениях с Украиной, а теперь и с Белоруссией. Оставим в стороне сомнения западного общественного мнения в приверженности России ценностям прав человека, демократии, правового государства, поскольку здесь не всё однозначно. Однако по ряду позиций, особенно в том, что касается недостаточной защиты собственности, превращения правоохранительных органов, включая суды, в инструмент её передела, превращения нахождения во власти в источник ренты, бенефиций, – критика Запада в наш адрес обоснована.
Нельзя не видеть, что за рубежом подчёркнуто сдержанно относятся к новому политическому классу России. Имеются в виду как политические и чиновничьи элиты, так и крупный бизнес. Легитимность и репутация последнего вызывает у элит стран, образующих ядро ЕС, входящих в «большую семёрку», большие сомнения. Их шокирует образ жизни российских нуворишей. Их настораживает то, что крупный капитал России рассматривает собственную страну всего лишь как арену бизнеса, ибо переводит основную часть прибылей за рубеж, там же приобретает недвижимость, держит семью, даёт образование детям и т.д. Нужны новые подходы и новые лица. Где они у нас сегодня? Точно не среди присяжных представителей политического класса, не среди крупного бизнеса, не среди правозащитников, не среди так называемой оппозиции типа Касьянова, Навального, Собчак и прочее. Им на Западе истинную цену знают.
Реальная элита сегодня в России, с которой за рубежом будут разговаривать всерьёз, с которой будут сотрудничать, – это в первую очередь деятели науки и культуры, а также Поколение — XXI. Это также некоторые представители бизнеса: те из них, происхождение капиталов которых прозрачно, понятно, юридически безупречно. Наконец, это врачи, учителя, инженеры, общественные деятели, снискавшие авторитет в стране своей деятельностью во благо страны.
И самое главное – поиски «штучного товара» – единичных людей, выступающих точками роста для всего общества, которые по своему социально-психологическому и этическому статусу определены как «Новый человек», о котором так обеспокоенно и с такой надеждой говорил русский мыслитель Александр Зиновьев.
«Переналадка» системы формирования позитивного имиджа, а тем более положительной репутации (как более устойчивого восприятия) – процесс длительный и сложный. Именно этим неустанно занимается наш Зиновьевский клуб МИА «Россия сегодня», регулярно публикуя статьи в нашей колонке.
Требуется кардинальная смена экспертного сообщества и смена телевизионной картинки – нужны новые лица, а не прикормленные «говорящие головы». Власть отстала от общества, власть окуклилась, она полностью не соответствует современному российскому обществу. Сегодня существуют две разные страны: жизнь одной, отсталой, можно оценить по чудовищному разрыву в этих картинках. Современное общество и отсталая власть – сегодня главный вызов России. Бесконечная смехопанорама на телевидении, а в ответ из человеческих недр России интернету – гримаса Гуинплена (герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеется»).
Прошедшие 20 с лишним лет показывают, что отказ от идеологии был ошибочен, с таким подходом без идеологии страна через 50 лет исчезнет. Без цели в будущее, без сверхзадачи, без широкого национального горизонта, наше государство окажется запертым в пределах московской кольцевой автодороги. Русский народ не из тех, кто довольствуется лишь забегом на стометровки: это прямой путь к его деградации и окончательной погибели. Страна протечет сквозь пальцы, как через дырявое решето. Главный, определяющий и направляющий элемент развития и национальной стратегии – в стране должен появиться хозяин.
Сегодня в России нет массового счастья – страна несчастная, люди несчастные. У нас самая несчастная страна… «Человек рожден для счастья, как птица для полета», — писал классик. Помечтать по-человечески. Заставить правителей мечтать, а не тыкать нам котельными, детскими садами и купленными в кредит автомобилями. Откуда социальная энергия? – От внутренних позывов. Россия не может позволить себе жить без мечты. Нужно создавать интеллектуальную инфраструктуру, идеологическую лабораторию XXIвека, которая способствовала бы созданию новых форм осмысления социальной действительности и выработке современного механизма диалога власти и общества. И вот здесь без творческого наследия Александра Зиновьева не обойтись социальным инженерам и социальным дизайнерам России XXI века.
Иначе в который раз мы остановимся на очередном историческом перекрестке, предлагающем только тупиковые решения, а российская земля может оказаться уже за холмом, где разгуливают ребята в маскировочных халатах. Только это будут не наши ребята на нашей земле – это будут варяги, которых мы беспечно пригласили править нами.