Ольга Зиновьева: Мечта для моей России

Сборник материалов «Мировоззренческие основы российской государственности» (К 1150-летию российской государственности) // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 20 (463), 2012

Ольга Зиновьева

Мечта для моей России

Какая Россия нужна миру и какой политический класс нужен России 

           

«Интеллигент – это говорящий правду

об обществе вообще и о власти  – в том числе».

Александр Зиновьев

В год 90-летия выдающегося мыслителя и гражданина, крупнейшего идеолога России рубежа XXXXI веков Александра Александровича Зиновьева, человека со страстью защищавшего и на войне, и в мирное время достоинство и честь Родины, вернувшегося из вынужденной эмиграции, чтобы как настоящему воину отстаивать завоевания нашей страны на всех фронтах, философа и писателя провидческой мудрости, — тема, заявленная в этом сборнике, с необходимостью должна коснуться повестки дня сегодняшней Российской Федерации. 

Очень трудно абстрагироваться от происходящего на улицах наших городов, невозможно отвернуться от вызовов современного российского избирателя, заявившего в разной форме свою озабоченность падением ответственности за настоящее и будущее нашей Родины.  Власть в России отстала от своего народа уже на полвека и продолжает отставать. Российское общество  живет в XXI веке, а власть с ее феодальными повадками и привычками, барством, близорукостью, откровенной спесью осталась в XX веке, внутри Садового кольца Москвы.  

Полгода назад я выступила на пяти языках с призывом к мировой общественности: «Хватит кормить Уолл-стрит!». Обращение услышали и среагировали на него во многих странах Нового и Старого Света.  Не услышали только у нас, дома, в России. А между тем  мы продолжаем сокрушаться по поводу падения курса валют на мировых биржах, не обращая никакого внимания на беспрецедентный обвал и девальвацию нашей национальной «валюты» – чести, достоинства, общечеловеческой отзывчивости, науки, культуры, истории, семьи, образования. Не фанфарные выступления на праздничных гуляниях, где pro forma обозначены вышеуказанные понятия, а настоящая боль и переживание возникают и не отпускают людей, живущих не «по понятиям», а по совести и честному труду. Лёгкость, с какой живому обществу навязываются чужеродные образы «правильной жизни», «правильных» героев и «правильного» эгоцентризма, поражает. Равно как поражает и пугает нарастающая атомизация российского общества, расщепление его на группы, слои, агрессивно противостоящие друг другу. 

С горькой  необходимостью приходится констатировать, что в России нет политики, которая бы формировала альтернативный путь развития на фоне мировой битвы за приоритеты, за первенство во всех сферах жизни человечества. Её нет, потому что в стране не видно сил, способных сделать это. 

Россия выбыла из глобальной битвы идей, так как её политический класс до сих пор не может вырваться из цепких объятий кайфа 90-х годов –психологии «большого хапка», что тоже является проявлением эффекта системного кризиса. 

Наверное, сказанное далее не всем понравится, но согласиться придется: имидж современной России за рубежом, за исключением очень короткого периода «второго открытия России» (годы горбачёвской перестройки и «раннего» Ельцина) неуклонно ухудшается. В последние десять лет этот процесс идёт особенно интенсивно. Современная Россия воспринимается в мире как страна, вступившая в фазу тотального упадка, экономической, социальной, интеллектуальной, духовной деградации. Что, может быть, ещё хуже – она воспринимается в качестве таковой и значительной частью собственного народа. В этом убеждают данные социологических опросов, цифры уехавших за рубеж или желающих это сделать. 

Объективные основания для такого восприятия имеются. Мы держатели целого ряда «антирекордов» среди государств, претендующих на статус развитых, культурных, цивилизованных. Речь о таких явлениях, как крайне низкая средняя продолжительность жизни российских мужчин; самые высокие показатели коррупции, бюрократизации, разрыва в уровнях доходов населения; повальное пьянство и неуклонно растущая наркомания; массовая утечка «умов», усиливающееся технологическое отставание, высокая преступность и т.д. Российские телеканалы, за редким исключением, с полным правом могут претендовать на главный приз за вклад в нравственное растление и дебилизацию своих сограждан. 

Россия сумела утратить влияние на постсоветском пространстве, приучить Европу к сезонным обострениям в отношениях с Украиной, а теперь и с Белоруссией. Оставим в стороне сомнения западного общественного мнения в приверженности России ценностям прав человека, демократии, правового государства, поскольку здесь не всё однозначно. Однако по ряду позиций, особенно в том, что касается недостаточной защиты собственности, превращения правоохранительных органов, включая суды, в инструмент её передела, превращения нахождения во власти в источник ренты, бенефиций, – критика Запада в наш адрес обоснована.     

Нельзя не видеть, что за рубежом подчёркнуто сдержанно относятся к новому политическому классу России. Имеются в виду как политические и чиновничьи элиты, так и крупный бизнес. Легитимность и репутация последнего вызывает у элит стран, образующих ядро ЕС, входящих в «большую семёрку», большие сомнения. Их шокирует образ жизни российских нуворишей. Их настораживает то, что крупный капитал России  рассматривает собственную страну всего лишь как арену бизнеса, ибо переводит основную часть прибылей за рубеж, там же приобретает недвижимость, держит семью, даёт образование детям и т.д. Понятно, что на таком фоне призывы наших властей к потенциальным зарубежным инвесторам вкладываться в Россию не находят должного отклика. 

Некоторые выводы из сказанного.  

1.  Негативный имидж России за рубежом отражает реальные негативные процессы, явления, имеющие место в нашей стране. Это значит, что в условиях, когда благодаря спутниковому телевидению, интернету, свободе выезда из страны «железный занавес» невозможен, рассчитывать на улучшение имиджа нашего Отечества исключительно или почти исключительно информационно-пропагандистскими средствами не следует. Усилия такого рода дадут эффект только при условии, что они будут опираться на конкретные дела по изменению ситуации в стране.  

2.  Курс В.В. Путина и Д.А. Медведева на модернизацию России вызвал на Западе разноречивую реакцию. Он встречен со сдержанным интересом в «старых» государствах Европейского Союза, тогда как в странах англо-саксонского мира (США, Англия, Канада), среди их преданных «друзей» из числа новых членов ЕС распространено неверие в успех модернизации. В возможности реального обретения Россией былого положения великой державы там, мягко говоря, сомневаются. 

3.  Модернизацию за счёт собственных ресурсов нам в исторически приемлемые сроки не осилить. По словам бывшего министра финансов России А.Л. Кудрина,  инвестиции в основной капитал в нашей стране из всех внутренних источников составляют примерно 20% ВВП, тогда как для того, чтобы избежать достижения точки невозврата, инвестиции должны составлять не менее 30% ВВП. Эта цифра, кстати, подтверждается опытом азиатских государств, успешно осуществивших модернизацию. Япония, Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Китай направляли на инвестиции в иные периоды до 35-40% ВВП. То есть проводили политику «затягивания поясов». 

Современное руководство России связало себя обязательствами не допустить существенного снижения уровня жизни и степени социальной защищённости населения, поэтому пойти на связанные с такой политикой шаги вряд ли решится. Значит, мы сможем реализовать основные показатели «Стратегии – 2020», только если сумеем привлечь иностранных инвесторов – во-первых, обеспечить эффективное использование имеющихся собственных ресурсов – во-вторых. Решение и той, и другой задачи требует надлежащего информационно-пропагандистского обеспечения, в том числе формирования позитивного имиджа страны за рубежом. 

В силу указанных в преамбуле факторов успешное формирование такого имиджа невозможно, если его основной силой выступают средства массовой информации, организации, лица, которые за рубежом воспринимаются как проводник или рупор власти, правящего класса. Ведь негативный имидж современной России за рубежом – это отражение не только реального положения дел, но и показатель того, что этим источникам не верят. Это в равной мере относится как к организациям, профессионально занимающимся внешней пропагандой («Russia today», «Голос России», «РИА Новости» и т.п.), так и к лицам, примелькавшимся на разного рода форумах, встречах. Включая непременных ораторов в Давосе, на Санкт-Петербургском экономическом форуме и прочее в том же роде. 

Сказанное не означает, что надо свёртывать государственные структуры информации и пропаганды. Просто надо понять, что восстановление доверия к ним – это задача, которую они сами решить не в состоянии, ибо это не только и не столько вопрос степени владения приёмами манипулирования, сколько степени дозволенности им в том, что касается говорения правды. 

Нужны новые подходы и новые лица.  Где они у нас сегодня? Точно не среди присяжных представителей политического класса, не среди крупного бизнеса, не среди правозащитников, не среди так называемой оппозиции типа Касьянова, Немцова, Рыжкова, Собчак и прочее. Им на Западе истинную цену знают. 

Реальная элита сегодня в России, с которой за рубежом будут разговаривать всерьёз, с которой будут сотрудничать, – это в первую очередь деятели науки и культуры, а также Поколение-21. Это также некоторые представители бизнеса: те из них, происхождение капиталов которых прозрачно, понятно, юридически безупречно. Наконец, это врачи, учителя, инженеры, общественные деятели, снискавшие авторитет в стране своей деятельностью во благо страны. 

И самое главное – поиски «штучного товара» – единичных людей, выступающих точками роста для всего общества, которые по своему  социально-психологическому и этическому статусу определены как «Новый человек», о котором так обеспокоенно и с такой надеждой говорил русский мыслитель Александр Зиновьев. 

«Переналадка» системы формирования позитивного имиджа, а тем более положительной репутации (как более устойчивого восприятия) – процесс длительный и сложный. Он должен осуществляться точечно и малыми шагами, малыми делами. Считаем, что таким шагом могло бы стать развитие контактов, взаимодействия, сотрудничества с целью лучше узнать и понять друг друга в той социальной сфере, которая олицетворяет собой главную движущую силу развития современного мира и которая во многом формирует общественное мнение. Это деятели науки и культуры, интеллектуалы (но только подлинные, а не самозванные). 

Реализацией такого подхода мог бы стать проект под условным названием «Новый диалог». Имеется в виду создание инициативной группы, в состав которой войдут молодые и зрелые представители мыслящей России, являющие собою мир естественных, социальных, гуманитарных наук, мир литературы и искусства и представители действительно гражданского общества. Это должны быть люди, на которых не лежит печать «казённой», успевшей засветиться везде, где только можно, интеллигенции. И вместе с тем их профессиональная и нравственная репутация должна быть высокой в России. От некоторых фигур, которые для Запада неприемлемы, придется хладнокровно отказаться. Необходима грамотная интеллектуальная «провокация» думающей части общества на конструктивный диалог – заставить людей думать, а интеллектуальную элиту – заставить выполнять свои непосредственные обязанности, а не быть омертвевшими, ленивыми, но оплачиваемыми налогоплательщиками мозгами. 

Без высвобождения гигантской социальной энергии и создания социального двигателя модернизация России обречена на провал. Для этого также с логической необходимостью потребуется ликвидация идеологического черного провала последних 20 лет. 

Это привело бы, помимо других плюсов для имиджа России, к воссозданию на Западе среди интеллигенции своего рода групп друзей России. Вспомним, что в минувшем столетии такие группы базировались на коммунистических партиях, других политических силах, симпатизировавших Советскому Союзу, его идеологии, проводимому им грандиозному социальному эксперименту. Сегодня стержневой идеей нового диалога, консолидации западной и русской интеллигенции могло бы стать спасение мира от нового варварства благодаря интеграции науки и духовности. Здесь у нас очень сильные позиции, так как мы пока ещё и страна передовой науки, и страна высокой культуры. 

По сути, сейчас нужно с полной ответственностью заявить об отсутствии преемственной интеллектуальной смены таких влиятельных общественных объединений  миротворческой направленности, как Пагуошское движение (первый конгресс состоялся в 1957 году). Его целью было, как известно, объединение усилий учёных в противодействии использованию ядерного оружия в военных целях, и оно, несомненно, сыграло большую роль в решении этой задачи. 

В XXI веке требуется движение интеллигенции, ориентированное на выдвижение не только миротворческих, но и современных этических, гуманитарных инициатив, включая подходы к решению проблем социальной справедливости, а также повышения индекса человеческого счастья, который становится одним из определяющих индикаторов уровня развития государства в современном мире (пример современного Китая, да и всей Юго-Восточной Азии).  Строго говоря, выверенных прогнозов того, что сулит человечеству развитие науки и технологий при сохранении в неизменности устоев современного общества, пока нет. Глобальный кризис, техногенные катастрофы, которые не только в России, заставляют задуматься над этим вопросом. 

Требуется кардинальная смена экспертного сообщества и смена телевизионной картинки – нужны новые лица, а не прикормленные «говорящие головы». Власть отстала от общества, власть окуклилась, она полностью не соответствует современному российскому обществу. Сегодня существуют две разные страны: жизнь одной, отсталой, можно оценить по телевидению, другой – по интернету. Насколько отстала власть, можно судить по чудовищному разрыву в этих картинках. Современное общество и отсталая власть – сегодня главный вызов России. Бесконечная смехопанорама на телевидении, а в ответ  из человеческих недр России интернету – гримаса Гуинплена (герой романа Виктора Гюго «Человек, который смеялся»). 

Прошедшие 20 лет показывают, что отказ от идеологии был ошибочен, с таким подходом без идеологии страна через 50 лет исчезнет.  Без цели в будущее, без сверхзадачи, без широкого национального горизонта, наше государство окажется запертым в пределах московской кольцевой автодороги. Русский народ не из тех, кто довольствуется лишь забегом на стометровки: это прямой путь к его деградации и окончательной погибели. Страна протечёт сквозь пальцы, как через дырявое решето. Главный, определяющий и направляющий элемент развития и национальной стратегии – в стране должен появиться хозяин. 

Отдайте людям землю! Нам что — 100 лет не хватило, чтобы понять эту истину? Расширьте масштаб жизни простого человека, физическое пространство наших людей. Что ж у нас семьи ютятся как в конурах, а большинство наших граждан живет как в тюрьмах, где отдельный человек занимает площадь чуть больше размера могилы… Такого никогда в России не было. Постройте новые города и комфортабельные пригороды. Только не так постыдно, как это было сделано в начале 90-х прошлого века, когда бездумно канализировали небывалый массовый строительный бум народа в приусадебные домики и «сараи» на «кровных» сотках. А ведь  уже двадцать лет назад был фактически шанс повернуть страну к людям. 

Разрешите или не мешайте (раз не можете помочь) сегодня людям достойно жить в своих собственных домах (не в закутках, а на просторе) – у нас ведь самая большая страна на Земле. В этом рецепт русского чуда, и он прост. Вы не узнаете страну через 10 лет, она сама изменится в лучшую сторону, как и не узнаете наших людей – к ним вернётся подлинное осознание собственного достоинства. Это и местное самоуправление сделает реальным, а не казенным, являющимся частью административного коррумпированного ресурса. 

 Это и мощнейший импульс вдохнет в строительство социальной инфраструктуры, современных коммуникаций, создаст сотни тысяч новых рабочих мест, разгрузит города (уменьшит пробки на дорогах), повысит благосостояние конкретного человека. Поможет наконец-то многомилионной армии частных охранников – здоровых мужиков-бездельников, ставших презираемыми экономическими паразитами, выполняющими никому не нужную работу, почувствовать себя настоящими отцами семей, достойными мужьями, счастливыми личностями. 

Необходимо воспитывать дух предпринимательства, поддерживать творческую инициативу. А пока человек не чувствует себя хозяином… 

Сегодня в России нет массового счастья – страна несчастная, люди несчастные. У нас самая несчастная страна…  «Человек рождён для счастья, как птица — для полёта», писал классик. Помечтать по-человечески.  Заставить правителей мечтать,  а не тыкать нам котельнями, детскими садами и купленными в кредит автомобилями. Откуда социальная энергия? – От внутренних позывов.  Россия не может позволить себе жить без мечты. 

Нужно создавать интеллектуальную инфраструктуру, идеологическую лабораторию XXI века, которая способствовала бы созданию новых форм осмысления социальной действительности и выработке современного механизма диалога власти и общества. И вот здесь без творческого наследия Александра Зиновьева не обойтись социальным инженерам и социальным дизайнерам России XXI века.  

Иначе в который раз мы остановимся на очередном историческом перекрёстке, предлагающем только тупиковые решения, а российская земля может оказаться уже за холмом, где разгуливают ребята в маскировочных халатах. Только это будут не наши ребята на нашей земле – это будут варяги, которых мы беспечно пригласили править нами. 

Властители, как и все нормальные люди, должны помнить: человеческая жизнь коротка и конечна. 

 

Ольга Мироновна Зиновьева, руководитель Российско-Баварского исследовательского центра имени А.А.Зиновьева (РГТЭУ и университет г. Аугсбурга), почётный наставник университета г.Аугсбурга (Германия), главный редактор журнала «ЗИНОВЬЕВ»