История взаимоотношений Германии и России, пожалуй, одна из самых продолжительных и одновременно — драматичных. Почти 10 веков подряд культурные, политические, духовные и экономические связи двух народов переплетались и взаимодействовали между собой. Историю Европы, ее развитие невозможно представить без летописи отношений России и Германии. Воздействуя на весь ход прошлых эпох, эти отношения продолжают влиять и на формирование современного мира.
Одним из важнейших институтов диалога с Германией является российское Общество «Россия — Германия».
Недавно на отчетно-выборном собрании Общества его Президентом была единогласно избрана сопредседатель Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня», директор Биографического института Александра Зиновьева О.М. Зиновьева.
Корреспондент агентства ФинЭк Вадим Лапунов попросил Ольгу Мироновну Зиновьеву ответить на некоторые вопросы.
Ольга Мироновна, расскажите, пожалуйста, об истории создания Общества и о том, что оно представляет собой сегодня?
Международная общественная организация — Общество «Россия — Германия» уходит своими корнями в Общество «СССР — ФРГ», возникшее в 1972 г. Тогда его главными задачами было всемерное содействие развитию согласия, взаимопонимания, добрососедства, партнерства и взаимовыгодного сотрудничества.
Два десятилетия Общество «СССР – ФРГ» плодотворно работало на благо двух стран. После распада СССР в 1992 г. правопреемником и продолжателем его традиций стала российская межрегиональная общественная организация — Общество «Россия — Германия».
В сентябре 1999 г. Общество «Россия — Германия» было зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ как международное общественное объединение.
Сегодня на учете Общества состоят около 800 членов. Структура объединяет ведущих германистов, парламентариев, дипломатов, представителей российско-германских фирм, экономических и культурных союзов, образовательных учреждений. С Обществом сотрудничают компании, фонды, учебные и научно — исследовательские институты, академии и университеты, колледжи, гимназии и школы, учреждения культуры и искусства как России, так и Германии.
Общество регулярно проводит тематические встречи, вечера, «круглые столы» и практические семинары, конференции, презентации книг. Оказывает содействие в организации различных выставок в Германии, поездок в ФРГ российских специалистов, предпринимателей, деятелей искусства и культуры, участников научного, молодежного и школьного обменов. Как видите, Общество занимается практически всеми направлениями гуманитарного сотрудничества.
Ни с одной страной у нас нет, пожалуй, такой совместной истории и такого тесного взаимодействия в самых разных областях, как с Германией. И вот сегодня Германия в числе тех, кто проводит санкционную политику против России…
После крушения Берлинской стены пещерный антисоветизм на Западе вообще и в Германии в частности вроде бы стал уменьшаться. Так тогда казалось. На самом же деле он просто перешел в другую форму – стал не явным, а латентным.
С точки зрения Запада, СССР, как империя зла, был разрушен и уже не сможет возродиться ни в какой ипостаси. Нас, Россию, просто перестали принимать в расчет во всех областях: в геополитической, экономической, военной и так далее.
Помнится, как одна сотрудница ООН заявила российским представителям, что Россия, мол, побежденная страна, и поэтому не может что-то требовать, о чем-то заявлять или с чем-то не соглашаться. Запад, как видим, начал позволять себе просто плебейское хамство по отношению к России.
И вдруг из этой «побежденной страны» стали доноситься некие сигналы, импульсы. Россия начала пытаться укреплять свою суверенность, развивать экономику, модернизировать свои вооруженные силы. И тут на Западе постепенно начали понимать, что они что-то упустили. Им бы тогда, в 90-е гг. полностью разрушить Россию, так чтобы не осталось камня на камне… Не догадались, не рассчитали все до конца. Забыли, что Россия непредсказуема, она всегда, казалось бы, в последний момент перед гибелью собирается и делает рывок. Так случилось и в этот раз. Но, хочу подчеркнуть, что если бы на Западе тогда всерьез и основательно «занялись» Россией, то результаты для нас могли бы быть весьма плачевными.
И санкции – это последняя по времени очередная попытка Запада если не победить нас, то приостановить, притормозить, изолировать. В настоящее время латентный период русофобии закончился и вступил вновь в активную фазу. И как результат, от нас отвернулась Западная Европа – Франция, Италия, Испания, Германия и другие страны, и что особенно обидно, — страны Прибалтики. В прибалтийские страны мы вложили гигантские деньги. Ни для кого не секрет, что развитием своей культуры, языка, сохранением самоидентификации, наконец, они во всём обязаны именно СССР.
Затронуло ли ухудшение политических и экономических отношений между Россией и Германией гуманитарные связи между нашими странами?
Можно, конечно, утверждать, что политика, которую проводят верхи, не отражается на простых гражданах, на человеческих отношениях. Но это не совсем так.
Я регулярно встречаюсь с немцами. У меня огромный круг друзей в Германии. Он начал складываться еще с 1978 г., когда нас, меня и моего мужа Александра Александровича Зиновьева (советского и российского ученого-логика, философа, писателя, публициста — прим. автора), выслали из Советского Союза, и мы жили в эмиграции в Германии. Мы с мужем были для немцев что называется рупором, достоверным источником информации о жизни в СССР. Александра Зиновьева безусловно воспринимали как посла советской культуры и науки. Нам безусловно верили.
А сегодня? Я приезжаю в Германию и рассказываю немцам, нашим знакомым, о том, что произошло в Одессе, куда я приезжала туда на премьеру балета «Крик» по роману Александра Зиновьева «Иди на Голгофу», которая состоялась на сцене Одесского национального академического театра оперы и балета 15 мая 2014 г. Премьера балета прошла фактически во фронтовых условиях – 13 дней спустя после сожжения Дома профсоюзов.
А немцы мне в ответ заявляют: «Ну, это кремлевская пропаганда».
Тогда я говорю, что когда была в Одессе, видела там министра иностранных дел Германии Ф.-В. Штайнмайера. «Но он не должен был там быть», — реагируют мои слушатели. «Тем не менее, он там был: приходил на репетицию балета в театр, говорил с танцорами, встречался и разговаривал с одесситами на улице». Более того, как мне рассказывали, он даже возложил цветы к Дому профсоюзов. Официально министр иностранных дел Германии всего этого сделать не мог, но сделал, так сказать, в частном порядке как человек. Вот такие реалии сейчас в Германии.
Мои знакомые немцы пишут мне: «Ольга, ты очень резко выступаешь по поводу нашей Меркель». Я им пишу в ответ: «Меркель и моя тоже». Для меня Германия – не чужая страна. Это – часть моего сердца, часть моей судьбы. Россия и Германия – для меня они рядышком и связаны несчетным числом нитей.
Посмотрите, несмотря на две мировые войны, где русские насмерть сталкивались с немцами, у нашего народа не было и нет антигерманизма. Скажем, у нас проявляется сейчас антиамериканизм, хотя мы с США никогда не конфронтировали в такой степени и в форме, как с Германией. С немцами же у нас другие корневые отношения. Они – часть нашего народа, так же как и мы — часть их.
Нас объединяет культура, музыка, история, литература, территории. Дворянские роды и правящие династии наших стран переплетены теснейшим образом.
Вот этого единства России и Германии наши противники боятся, как чёрт — ладана, и делают все возможное, чтобы мы не смогли сблизиться, стать крепким, сжатым кулаком. Чтобы не возникла и не укрепилась «ось Москва-Берлин», которая представляла бы собой огромную созидательную силу.
Поэтому сейчас на Россию давят санкциями, на Германию давят политически, не позволяют ей проводить независимую внешнюю политику.
Я – неискоренимый оптимист, поэтому уверена, что мы выберемся в конце концов из того тупика, куда сознательно заталкивают Европу, ее страны и народы, подводя мир к третьей планетарной войне. Я верю, что мы сможем не допустить сползания к такой точке бифуркации, после которой у всех нас не останется уже никакой альтернативы.
Как, с Вашей точки зрения, Общество «Россия-Германия» может содействовать развитию диалога наших стран, какие усилия оно может предпринять, чтобы в этом диалоге прибавилось взаимопонимания?
Потенциал Общества исключительно высок в гуманитарной сфере – в содействии в организации и проведении выставок, концертов, фестивалей, творческих встреч и так далее. Это – то, что называется «мягкая сила». Но она, хоть и «мягкая», но за душу берет сильно. Когда я бываю, скажем, на выставке промышленного оборудования, мое сердце не трепещет. А вот на выставке картин из Дрезденской галереи или на Вагнеровском фестивале в Байройте душу заполняет такое ощущение планетарного счастья…
Немцы столь же эмоциональны и сентиментальны, как и мы. Поэтому путь искусства, музыки, литературы, живописи – это правильный путь. Именно здесь возникает заинтересованный разговор, диалог и как результат — полное взаимопонимание.
Именно на этом пути наше Общество и может реализовать свой потенциал.
Вы являетесь руководителем проекта партии «Единая Россия» «Соотечественники». Теперь Вы еще и президент Общества. Как Вы будете совмещать эти два направления в своей деятельности?
Для меня эти два направления абсолютно одинаковые, равные по значимости, гармонично взаимно дополняют друг друга. Это – как левая и правая рука одного человека, единого организма. Они одинаково важны, в равной степени необходимы.
Наши зарубежные соотечественники – это тот нерв, который должен «пронизать» всю нашу деятельность. Например, я говорила о проблематике русских воинских захоронений в Баден-Бадене и на конференции в рамках партийного проекта «Соотечественники», и на собрании Общества «Россия-Германия», и на заседании Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня». Меня начинают слушать, и я не оставлю своих попыток изменить ситуацию.
Мы диверсифицируем и одновременно объединяем весь комплекс российско-немецких взаимоотношений разных институтов. Скажем, те люди, которые работают в Зиновьевском клубе, становятся членами Общества «Россия-Германия», принимают участие в его проектах. Партийный проект «Соотечественники», который я не намерена покидать, начнет коррелировать свою работу с деятельностью российско-германского общества и наоборот.
Со временем, я уверена, мы сможем достичь синергетического эффекта, когда в результате интеграции отдельных институтов в единое целое, объединения усилий многих людей на единой платформе эффективность всей деятельности и партийного проекта, и Общества, и Клуба возрастет в разы.
Беседовал корреспондент агентства ФинЭк Вадим Лапунов