Балетный спектакль «крик», созданный на сцене одесского национального академического театра оперы и балета, – уникален: пока он идет только на наших подмостках. Именно в Одессе состоялась мировая премьера балета, в основе которого – роман Александра Зиновьева «иди на голгофу». Несмотря на серьезную литературную основу, музыка оказалась сильнее прописанной в либретто сюжетной линии и в данном случае является локомотивом действия. Для балета это закономерно, тем более, когда звучит музыка Сержа Упэна, Жерара Ванденбрука, Эрвана Меллека, Джованни Соллима, Анри Торга, Макса Рихтера, Петериса Васкса И Рихарда Вагнера…
Современный балет обращается к философской прозе, не прочитывая ее буквально. Конечно, странно было бы видеть танцовщика, жестами передающего содержание каких-то трактатов. Этого и не происходит. Из романа «Иди на Голгофу» взята, прежде всего, идея непохожести главного героя, поэта и проповедника Ивана Лаптева, на других людей. Эта непохожесть вполне выражается в балете стилем партии этого героя – больше рваных движений, дерганых жестов, словно иллюстрирующих спор с самим собой. Прочие герои существуют на сцене в гораздо более ожидаемом формате, тут и отголоски бытовых танцев – от «Яблочка» до танго. Философская подоплека отражена, прежде всего, в образе главного героя – мятущегося молодого человека.
«Произошло страшное – человек разрушен, его почти не существует, – делился своей печальной догадкой в одном из интервью Александр Зиновьев. – Еще появляются на свет отдельные индивидуумы, но человек как некое целостное образование, как явление, оказывающее влияние на ход исторического процесса, более не существует… Надо начинать с нуля. Начинать с нулевого уровня – с создания нового человека. Человека цивилизованного, человека идеалистического, человека утопического, человека наивного, человека непрактичного, человека неэгоистичного, человека нерасчетливого. (…) Я вижу единственную надежду для человечества в том, что появится новый человек. Я надеюсь на чудо рождения этого нового человека…».
Вот именно такого человека попытался вывести на сцену постановщик «Крика» – ведущий солист Большого театра, заслуженный артист РФ и Республики Северная Осетия-Алания Андрей Меркурьев. Он же исполнил главную партию на премьерных спектаклях, а теперь она доверена Станиславу Скрыннику и Дмитрию Шараю.
Меркурьев работал с прославленными хореографами Начо Дуато, Джоном Ноймайером, Аллой Сигаловой, Алексеем Ратманским, Уильямом Форсайтом, Матсом Эком и другими, что весьма чувствуется в разнообразии хореографических приемов «Крика».
– Меркурьева я знаю очень хорошо, это один из танцовщиков мирового уровня, – констатирует главный балетмейстер ОНАТОБ, заслуженный артист России Юрий Васюченко. – Каждое его движение насыщено мыслью. В нашем репертуаре как раз не хватает современной хореографии, я рад, что современная постановка теперь у нас появилась.
– Благодарю театр, который позволил мне дебютировать здесь в качестве молодого балетмейстера, – рассказал Андрей Меркурьев. – Получив предложение сделать балет по роману, я подумал: «Почему бы и нет?». Я не пытался дословно передать смысл каждой главы романа Александра Зиновьева, а лишь создавал образ человека, навеянный этим романом, эпохой, ситуацией, пытался разгадать «героя нашего времени». Хочу, чтобы каждый зритель мог прочувствовать и вытащить этот образ из себя, увидел какую-то свою картинку.
У балета уже есть свои ревностные ценители, посмотревшие его не один раз. Постановку высоко оценивает и хранительница творческого наследия Александра Зиновьева – Ольга Зиновьева, руководитель Международного научно-образовательного центра имени А.А. Зиновьева в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Балет «Крик» на одесской сцене, безусловно, достоин массового зрителя. К тому же это этапная для Одесского театра постановка, которая, надеемся, откроет дорогу другим достойным спектаклям современной хореографии.