«Регионы России», 2010, № 5 (май)
Ольга Зиновьева: «Вставай, страна огромная!»
В год 65-летия Великой Победы не перестают раздаваться голоса, призывающие в угоду сиюминутным политическим интересам пересмотреть большой пласт истории той эпохи, переосмыслить ее значение для современности. В пересмотре трагических страниц Великой Отечественной, в отказе от господствующего взгляда на ее драматические события, российскому обществу предлагается универсальное средство для окончательного примирения с Западом и лечения собственных болезней преодоления советского наследия и демократического роста. Где проходит грань между необходимостью знать подчас горькую правду о Войне и потерей исторической памяти? Что стоит за попытками навязать общественную дискуссию о ценностях, пронесенных на знаменах Победы до самого Рейхстага. И как это соотносится с самыми актуальными процессами в российской и мировой политике? Об этом беседа журнала «Регионы России» с Ольгой Мироновной Зиновьевой, хранителем творческого наследия выдающегося русского социолога и философа Александра Зиновьева, руководителем Российско-Баварского исследовательского центра им. А.А.Зиновьева, главным редактором общественно-политического журнала «ЗИНОВЬЕВ».
«Регионы России»: Как Вы относитесь к навязыванию российскому обществу новой трактовки истории, роли СССР в Великой Отечественной войне, когда Советский Союз фактически ставится на одну доску с гитлеровской Германией?
О.М.Зиновьева: Как к этому может относиться жена фронтовика, человека, прошедшего войну от первого до последнего дня, родившаяся вскоре после победы в Великой Отечественной войне? Конечно, отрицательно.
Моё удивление и огорчение вызывают не столько сами попытки (строго говоря, они никогда не прекращались), сколько особая агрессивность, даже озлобленность, с какой они предпринимаются в последние несколько лет. Моё удивление и огорчение вызывает также и то, что все такого рода «новые трактовки», начинающиеся вроде бы с критики И.В. Сталина, плавно переходят в нападки на Россию в целом, а подчас и в откровенную русофобию. И особенно большое моё возмущение вызывает то, что эти усилия предпринимаются не только извне, а и изнутри нашей страны, находят отклик в нашей стране. Молодым и немолодым поколениям, по сути, предлагается стыдиться Великой Отечественной войны, совершённого в ней беспримерного народного подвига, одержанной победы. Формируется комплекс вины перед власовцами, бандеровцами, приспешниками Гитлера из прибалтийских стран, перед освобождёнными Красной Армией народами стран Центральной и Восточной Европы. Причём комплекс навязывается небезуспешно. Нас лишают чувства национальной гордости.
Хотя никаких сколько-нибудь весомых оснований для пересмотра причин и истоков войны, её итогов, в том числе запечатлённых в ходе Нюрнбергского процесса, в решениях Ялтинской и Потсдамской конференций, нет. Никто не опроверг того факта, что вторая половина 1930-х годов прошла под знаком наращивания военной мощи Германии, её экспансии, неуклонного движения при попустительстве Запада к границам Советского Союза. Никто не привёл убедительных доказательств того, советские политические и военные руководители готовились к нападению на своих западных соседей, к «дранг нахт Вестерн». Никто не предъявил ни одного документа, изобличавшего Сталина, его соратников в подготовке захватнических войн. Хотя бы потому, что таких документов не было.
Ибо с конца 1920-х годов доктрина мировой революции была вычеркнута из стратегии партии большевиков, Советского государства. Был взят курс на ускорение социально-экономического развития страны и одновременно доведение её военной мощи до уровня, который бы позволил надёжно отразить внешнюю агрессию, неизбежность которой для советского политического руководства, да и всего советского народа, стала совершенно очевидной с момента прихода Гитлера к власти.
Сталина есть за что критиковать, осуждать, но, по крайней мере, в реализме отказать ему нельзя. Как веско в свое время сказал Михаил Шолохов: «да, был культ, но была и личность». Война в Испании, приграничные военные конфликты с Японией, советско-финская кампания зимы 1939 — 1940 годов явственно показали: Советский Союз в военном отношении уступает Германии. После того, как развеялись последние надежды на создание антигитлеровской коалиции в составе Англия — Франция — Польша — СССР, страна осталась один на один с превосходящей по военной мощи гитлеровской Германией. Естественно, Сталин изо всех сил пытался оттянуть на как можно более длительный срок неизбежную войну с нею.
Не скажу, что секретные протоколы о разделе Польши украшают историю России. Однако для СССР договор 1939 года с Германией был не сговором двух хищников, не паузой в войне за передел мира. Он явился вынужденной акцией, попыткой выиграть время для подготовки к отражению неминуемой агрессии со стороны Гитлера, его союзников. Ведь его подписанию предшествовал позорный Мюнхенский сговор, который позволил Гитлеру заполучить Чехословакию. Его подписанию предшествовало отклонение европейскими державами советских предложений о создании системы коллективной безопасности в Европе. Его подписанию предшествовало нежелание Англии и Франции обсуждать предложенный СССР проект Договора о взаимопомощи. Документ предусматривал оказание помощи названных государств друг другу в случае агрессии против одной из них, а также в случае агрессии против ряда других европейских стран, включая Польшу. Если бы проект стал реальным договором, он, полагаю, остудил бы Гитлера, его генералов. Второй мировой войны, вполне вероятно, удалось бы избежать. Но договор не состоялся, после чего жертвой агрессора стали Польша, Франция, другие государства. Затем последовало нападение на СССР.
Спрашивается, так в чём же вина Советского Союза? Разве он поощрял Гитлера? Разве он развязал Вторую мировую? Разве не он огромным напряжением сил, ценой многомиллионных жертв внёс главный, решающий вклад в победу над фашизмом, освободил народы от гитлеровской кабалы? Повторю, можно дотошно анализировать политику великих и невеликих держав перед Второй мировой войной, детально разбираться в ходе военных операций, обнаруживать просчёты в действиях Сталина, советских маршалов и генералов, оценивать потери, которыми досталась великая Победа. Конечно, ошибки, просчёты, притом немалые, в их деятельности были. О них нужно писать, говорить. Но совсем другое дело — фальсифицировать историю, ставить её с ног на голову, перечёркивать великий вклад нашей страны в освобождение человечества от одной из самых страшных угроз в его истории.
«Регионы России»: Если 20 лет назад Запад активно участвовал в разрушении СССР, то не становимся ли мы сегодня участниками второго акта геополитической трагедии — идет ликвидация нашей истории. Что Вы можете сказать по этому поводу?
О.Зиновьева: Наивно было бы полагать, что с крушением Берлинской стены была поставлена точка в разделе мира на восточный и западный — на капиталистический и коммунистический. Крушение берлинской стены разрушило надежду Запада на придание Европе с проглоченной ею Советским Союзом политической гомогенности. Но и после ликвидации стены желание Запада быть главной ложкой во всех политических супах на политической кухне планеты, увы, остаётся для него несбыточной мечтой. Его ощущение, что Россия и русский народ готовы проголосовать за любую интерпретацию истории, в том числе истории новейшей, — ощущение ошибочное.
Сама идея переписать, вернее, фальсифицировать историю — историю народа, историю страны, историю победы, — чудовищна по своей сути. Наука история по определению как раз видит свою главную задачу в том, чтобы объективно, правдиво описывать все события без препарирования их в угодном для правящего класса виде. Как минимум, — не скрывать и не искажать факты. Но как раз это требование не соблюдается.
Великая Отечественная война — грандиозный период в истории моей страны, период, вобравший в себя так много боли, крови, поражений и побед, что кощунством является нынче мерками сытого (для кого-то в 21-ом веке) со скучающей миной, сидя в обставленном чиппендейловской мебелью министерском кабинете, оценивать то великое время, осуждать его, убеждать людей в том, что все делалось не так, менять местами предателей и героев. Герой остаётся героем, предатель остаётся предателем. Установка памятников предателям является двойным преступлением и по отношению к памяти народа, и по отношению к молодым, которые не знают всего, что было на самом деле. Честное, добросовестное изучение истории предполагает честное желание дать самому себе и стране полномасштабное представление о том, что было, и главным образом, для того, чтобы не сбиться с пути, верно определить дорогу, ведущую вперёд. Низвержение героев и в возведение на пьедесталы предателей — не развитие, не прогресс, а движение в прямо противоположном направлении. Это нравственный регресс и политическое преступление.
«Регионы России»: Как Вы рассматриваете предстоящее участие в Параде Победы де-юре войск союзников, а де-факто — войск стран НАТО?
О.М.Зиновьева: Меня удивляет, что 9-го Мая по Красной площади победно промаршируют натовские войска, которые не имеют никакого отношения к войскам союзников, храбро сражавшимся вместе с Советской Армией. Это Советский Союз, это Советская Армия, это советский народ во главе со Сталиным освободили весь мир от коричневой чумы, гарантируя тем самым возможность сотням миллионов французов, итальянцев, англичан, поляков, австрийцев, испанцев вообще появиться на этот свет. Меня удивляет, почему по Красной площади не пройдут сотни и тысячи героев советского тыла — победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу, как известно. Почему не пригласили оставшихся в живых вдов погибших на фронтах войны.
Легендарная песня «Священная война» не потеряла своего значения и ныне. Война, в которую втянута Россия сегодня, которую А.А.Зиновьев справедливо назвал «тёплой войной», проходит по всем сферам внутренней политики страны — она не щадит образование, систему воспитания, культуру, армию, семью, — все уровни нормальной жизни нормального общества.
Эффективные менеджеры всех мастей и марок управляют, распоряжаются нашей страной как будто бы она вмиг обессилела, отупела, потеряла память, превратилась в исторического импотента и пораженца. Десятки экспертов, вольно приезжающих и проникающих за любые стены, являются желанными и щедро оплачиваемыми гостями за счёт российского налогоплательщика, и при этом затыкается рот или в лучшем случае делается вид, что у нас в России уже нет своих объективно думающих политиков и экспертов.
Из России, как из колониальной страны, эшелонами вывозят ценности и наполняют второсортными продовольственными неликвидами из мира «победителей». Грабительское разбазаривание национальных богатств приведёт к тому, что потомки никогда уже не простят нам наплевательства и безучастия перед преступлениями против собственной страны XXI века.
«Регионы России»: Где грань между исторической правдой и фальсификацией? Зачем России судить собственную историю по критериям Гаагского трибунала?
О.М.Зиновьева: Моя страна — победитель в Великой Отечественной войне, победитель во Второй мировой войне. И нет такой силы, нет такого политика, кому было бы позволено ставить этот факт победы под вопрос. Победителей не судят. Побежденных же осудил Нюрнбергский трибунал.
Кому плохо спится, кому недостаточно Гаагского трибунала, кому необходимо будить злую память народов, пусть покопаются во вьетнамской войне, в алжирской, в Ираке, а с недавних пор — в Афганистане.
Желание перекроить историю, желание рафинированно и «научно» фальсифицировать ее, приведет к тому, что «теплая» война закончится войной на дубинках, но уже в кромешной тьме каменного века.
Я горжусь, что моя страна победила фашизм. Я видела многочасовые хроники, как Советская Амия освобождала порабощенную Европу, как она своею кровью смывала следы с обожженных душ европейских народов. Советские танки, обсыпанные цветами, европейские матери, протягивающие своих младенцев для поцелуев советским солдатам.
Преступления фашизма и нацистской Германии судили в Нюрнбергском трибунале. Чего хочет сегодняшний мир, требуя от России покаяния? В чем покаяния? Покаяния в том, что спасли Европу от фашизма, в том, что дали людям жить, работать, сохранили мир? Мир перевернулся. Все, как в фильме Луиса Бюнуэля «Призраки свободы». Стара и мудра, как мир, русская пословица: «не сделай добра, не наживешь себе врага».
«Регионы России»: Что происходит с российским обществом, когда его ломают через колено?
О.М.Зиновьева: Сегодня складывается ощущение, что страна и народ в очередной раз не устраивают власть — нашего «главного европейца». И опять элита, не желая сама меняться, стремится изменить народ, историю. Такие фокусы в перспективе не пройдут — власть опять не знает социальные законы, она опять не знает общества, в котором живет. Это все может очень плачевно кончиться для элиты.
Оказывается, не олигархи должны делиться своими сверхдоходами и нести свою социальную ответственность (не забывайте, во всем мире платится прогрессивный налог) — оказывается, народ должен быть подогнан под «общечеловеческие» лекала.
«Регионы России»: В чем ценность советской эпохи, стоит ли ее так защищать и для кого?
О.М.Зиновьева: Советская эпоха была эпохой созидания, творческого полета, эпохой народного творчества. Попыткой реализации мечты Кампанеллы, Фурье, Оуэна. Успешно преодолевалась, изживалась массовая бедность, страна превратилась в страну стопроцентной грамотности. Естественно, каждая удовлетворенная потребность рождает следующую, новую. Конечно, не бывает так, чтобы все были довольны. Да, были очереди. Но не только за ондатровыми шапками и туалетной бумагой — стояли за книгами, за билетами в концерт на Караяна, на Ренату Тибальди и т.д. Состоялось главное — общество социальной справедливости, когда независимо от финансового состояния дети из любых семей имели право на великолепное бесплатное образование. Не было безработицы, не было бездомных стариков, малолетних наркоманов и проституток. Не было нынешнего разгула преступности. Не было второго места в мире по количеству миллиардеров при низком, по меркам передовых стран, уровне жизни основной массы населения. Человек звучал гордо. И никому не пришло бы в голову ёрничать по образцу сегодняшней бытовой мещанской морали: если ты такой умный, то почему такой бедный? На Западе в рекламе можно встретить такие слова: «нечего говорить о бедности, надо с ней бороться». Там так и поступают, у нас же об этом преимущественно говорят.
«Регионы России»: Признанным крупнейшим исследователем советского и западного общества считается Александр Александрович Зиновьев. Чем он может быть полезен России сегодня?
О.М.Зиновьева: Это тема для отдельного интервью. Скажу коротко: мало, кто так любил Россию, как он. Но любовь это была не слепая, безоглядная, а зрячая и страстная. Он хорошо видел сильные и слабые стороны страны, народа, глубоко понимал её историю, о чём красноречиво свидетельствует безошибочность его прогнозов, касавшихся как горбачёвской перестройки, так и постсоветского периода.
Думаю, есть все основания говорить о создании им собственного направления в так называемой руссологии — научном изучении России, её истории, особенностей, месте в мировой цивилизации. Это именно научное изучение, свободное как от претензий на какой-то совсем особый путь и подозрений всего остального человечества в русофобии, так и от натужного бодрячества, эйфории в оценке будущего нашего Отечества. Опора исключительно на факты, их беспристрастный логический анализ, вытекающие из этого выводы.
В целом его оценки ситуации в стране суровые, даже горькие, так как на данном историческом этапе западнизм, то есть Запад в его современном обличье, одержал верх над реальным коммунизмом, который, как доказал Зиновьев, для России не случайность, а естественная, органическая форма развития. Однако, полагал Зиновьев, эта победа не абсолютная. Ещё в середине 1990-х годов он показал, что западнизм обременён серьёзными проблемами, неразрешимыми на его собственной основе, поэтому его уже в обозримом будущем постигнет глубокий кризис. Как видим, так и произошло. Согласно Зиновьеву, Россия сохраняет шанс на возрождение, даже на мировое лидерство, если сумеет, по его выражению, «переумнить» Запад. Сейчас о создании в России умной экономики говорит президент Д.А. Медведев. Не думаю, что это просто совпадение.
Зиновьева нет, но остались вопросы, на которые он, наверное, дал бы ответы, если бы находился сейчас рядом с нами.
«Регионы России»: Ольга Мироновна, вы являетесь руководителем издательского проекта общественно-политический журнал «ЗИНОВЬЕВ», на страницах которого часто ставятся сложные вопросы, в том числе, перед руководством страны. Какие из них Вы хотели бы сегодня особенно выделить?
О.М.Зиновьева: Наверное, не пойду против истины, если скажу, что сегодня многие патриоты России и просто мыслящие люди хотели бы спросить власть:
• Почему русскому народу навязывается историческая вина за несовершённые злодеяния, почему его хотят приравнять к уже имеющемуся прецеденту немецкого народа, сознание которого остается искорёженным по сей день?
• Почему позорно быть патриотом и почему «идиотами» считаются те, кто отстаивает интересы русского народа, автоматически превращающегося в изгоя?
• И что понимает руководство под борьбой с фальсификацией истории?
Беседовали Ольга Чернокоз («Регионы России») и Алексей Блинов («ЗИНОВЬЕВ»)