Формула смысла: Зиновьев олицетворял ходячую диалектику

Формула смысла

Радиостанция «Вести ФМ», «Формула смысла», 26.10.2015 г.

«Зиновьевские чтения». Гость — Ольга Мироновна Зиновьева, супруга великого русского философа и писателя Александра Зиновьева.

Ведущие «Вестей ФМ» – Дмитрий Куликов и Анна Шафран.

Шафран: У нас в гостях — Ольга Мироновна Зиновьева, российский общественный деятель и соучредитель Зиновьевского клуба. Здравствуйте, Ольга Мироновна.

Зиновьева: Здравствуйте.

Куликов: Кроме того, Ольга Мироновна — руководитель Биографического института Александра Александровича Зиновьева, руководитель научно-исследовательского центра на факультете глобальных процессов МГУ, и еще можно много чего перечислять, я всего по памяти не упомню. И все это в большинстве своем — общественные нагрузки, в том числе и наш Зиновьевский клуб, который Ольга Мироновна учредила вместе с руководителем МИА «Россия сегодня» Дмитрием Киселевым. Завтра должны пройти очередные шестые «Зиновьевские чтения», об этом поговорим, но кроме того, 29 октября исполняется 93 года со дня рождения Александра Александровича Зиновьева, великого русского мыслителя, философа, логика, писателя, художника. Очень многогранная личность, талант проявляется во всем. Мне, честно говоря, во многом фигура Зиновьева напоминает другую фигуру из нашей российской истории — Ломоносова, ведь Александр Александрович, можно сказать, с караваном шел в Москву.

Зиновьева: С той лишь разницей, что шел один, без каравана.

Куликов: Он родился в маленькой деревеньке, насколько я знаю, в Костромской области?

Зиновьева: Деревня под названием Пахтино, Чухонский район, Костромская область. Но эта деревня…

Куликов: В простой крестьянской семье?

Зиновьева: Вы знаете, вот это очень интересное определение «простая крестьянская семья», «простой платье от Dior». Каждая простота имеет…

Куликов: В обычной. Зиновьева: Скажем так, да. Семья, в которой было 11 детей — обычное явление для деревни; семья, в которой была огромная библиотека. Тут мы ставим знак вопроса. Куликов: Обычно ли это, да

Зиновьева: Насколько это обычно? Потом эта библиотека, семья Зиновьевых попала под раскулачивание, была не то чтобы ликвидирована, ее забрали. И какое-то время спустя, когда Александр Александрович оказался в первую свою поездку в Штатах, его повезли в большую государственную библиотеку, где ему показывали библиотеку семьи Зиновьевых.

Куликов: Как интересно. Магические действия.

Зиновьева: Дело все в том, что библиотеки, как фарфор и все остальные вещи, в то время представляли большую ценность. Слава богу, сегодня эта ценность не потеряна. Ее продали просто за золото, таким образом она оказалась в библиотеке конгресса Соединенных Штатов Америки. Вот такие бывают интересные превращения крестьянского скарба, скажем, в предмет для…

Куликов: Но в жизни Зиновьева было много таких символических событий, которые казались, может быть, невозможными, но очень многие задают вопрос: как в личности Зиновьева уживались такие две совершенно разные, я бы сказал так, философские модели?

Полностью слушайте в аудиоверсии.