Международный медиа клуб “Импрессум”, 18.06.2015
О миссии русской интеллигенции в современной Европе
Круглый стол на эту тему при участии гостя международного медиа-клуба «Импрессум» Ольги ЗИНОВЬЕВОЙ состоялся в Таллине 17 июня 2015 года. О чем говорили участники дискуссии? (текст + фото и видео)
Вели, или как принято говорить, модерировали круглый стол учредители медиа-клуба «Импрессум» Галина Сапожникова и Игорь Тетерин. Приняли же участие в жаркой дискуссии депутат Европарламента Яна Тоом, известный в Эстонии театрал Александр Ильин, журналист и культуролог Элла Аграновская, правозащитник Алексей Семёнов, журналист Маргарита Корнышева, художник-иконописец Сергей Минин, адвокат Леонид Оловянишников и историк-литератор Илья Никифоров.
Тон и направление дискуссии сразу задала Ольга Зиновьева, заявив, что «материю духа» нельзя делить пограничными столбами. Над границами есть и русская интеллигенция, и русский мир, и русская духовность. Мы чувствуем себя ответственными за все, что происходит и главный вопрос для нас, чем помочь? И какова доля нашей ответственности?
Элла Аграновская мягко, но настойчиво стала проводить мысль, что не все с русской культурой в Эстонии так уж безнадежно. Она привела в пример собственный проект. Точнее один из последних своих проектов – фильм о княгине Елизавете Шаховской (Милютиной), супруге эстляндского губернатора, основательнице Пюхтицкого женского монастыря.
С ней тут же вступил в дискуссию адвокат Оловянишников. Со страстью и внутренней убежденностью он бросал собравшимся «неудобные» фразы о том, что интеллигенции нет, русский язык исчезает, театр деградирует, просвета нет. Нет и серьезных проектов. А где защита русского языка? – вопрошал юрист.
От России мы бы хотели ее величия, — перешел он к другому вопросу — Не военного, а духовного величия. Над этим величием надо поработать. Но этого пока нет, и даже на уровне президента. Ничего не изменится, если не будет общей идеи, — завершил Леонид Оловянишников свою страстную речь.
Есть разница между русской и российской интеллигенцией, — мягко обратила внимание на противоречивость проблемы Ольга Зиновьева, — Российской т.н. интеллигенции наплевать, что будет дальше, а главное получить грант.
И поэтому я понимаю вашу боль. Действительно, нет общего, объединяющего проекта. Многие замечательные проекты спускаются на тормозах. Руководители же финансируемых проектов становятся депутатами и по большому счету им все равно, чем заниматься.
Я мечтаю о том времени, когда я смогу задать все эти вопросы Владимиру Владимировичу – завершила свою реплику Ольга Зиновьева.
Не надо нам помогать, — жестко вступила в дискуссию депутат Европарламента Яна Тоом, — Не мешайте. А русская интеллигенция она ведь разная.
Все-таки русская культурная жизнь теплится, и «пациент скорее жив, чем…» Александр Ильин напомнил всем как был задуман фестиваль русских зарубежных театров. Как «написали телегу Путину». И сейчас такой фестиваль русских театров за рубежом и востребован и интересен.
Игорь Тетерин рукой модератора перевел стрелку, направив дискуссию в обсуждение проблем русской прессы. «Сфера ее сужается и происходит «ликвидация» журналистов, которые могут выполнять свой долг», — со знанием дела заявил он.
И передал слово Маргарите Корнышевой, которая рассказала, что уволили ее из-за выбора тем, которые, с точки зрения руководства портала Delfi, были нежелательны. А темами этими были: Россия, отношения русских и эстонцев, проблемы русского языка и политическое противостояние вокруг реформы, а, по сути дела, ликвидации русской школы как таковой.
Меня смущает отсутствие реакции коллег, отсутствие журналистской солидарности, — говорила Маргарита Корнышева, — это – опасно.
Она напомнила собравшимся, на примере своей семьи, что русские живут в Эстонии веками, и за свою русскую школу будут драться.
Правозащитник Алексей Семёнов несколько охладил пыл, задавшись вопросом, почему российская интеллигенция должна играть большую роль в Европе больше чем, например, итальянская? По его мнению, такая постановка проблема — рецидив идей первой эмиграции. Н вспомни высказывание Зинаиды Гиппиус «Мы не в эмиграции, мы в послании!»
Мы живем в российском культурном пространстве больше, чем в эстонском. И какую идею и кому мы можем нести, если нас отвергают, — скептично пожал он плечами, — Надо просто заниматься своим делом, своей работой.
Семёнов напомнил, что Александр Зиновьев говорил, что понимание общества не есть его разоблачение. Понять общество могут только интеллектуалы. Нас, конечно, мало, но не мало, чтобы внести свой вклад в понимание общества
Молчавший до сих пор журналист и писатель Николай Караев заявил, что он представляет другой конец спектра. По его мнению, с русской культурой в Эстонии дела обстоят вообще-то не плохо. Прочесть бесплатно можно практически все. В стране бывают писатели самых разных литературных направлений. Местные фонды поддерживают и местных русских писателей. Андрея Иванова, например.
Николай Караев не разделяет мнение, что у интеллигенции должна быть идея. Интеллигенция не должна никому и ничего. Все равно будут люди, которые будут читать и писать по-русски. Интеллигенция должна оставаться вне идеологических битв. Потому что это люди, которые работают на соединение общин двух стран, ведь личные связи никакое государство не может ни создать и воспрепятствовать им.
Актуальную тему поднял в ходе обсуждения художник, иконописец, реставратор Сергей Минин. В Эстонии многие иконы, являющиеся подлинной художественной и исторической ценностью, нуждаются в неотложной реставрации, но, отметил Сергей Минин государство не выделяет необходимых для этих работ средств. Художники, русская интеллигенция, церковнослужители решают эти вопросы, используя собственные силы и ресурсы. В ходе обсуждения этой темы выяснилось, что вопросы православной культуры и духовности востребованы и интересуют многих. Достаточно сказать, что за последние годы в Эстонии было построено десять православных храмов.
Одним из последних выступал Илья Никифоров, который заявил, что вслед за Львом Гумилевым хотел бы сказать, что он не интеллигент, — упаси Боже! — потому что у него есть профессия. Последние несколько лет он, работая и публикуя книги, как историк и антрополог, хотел бы отметить, что Русский мир — это объективный культурный феномен, не имеющий отношения к разным там политическим проектам. Русский мир действительно не имеет границ, но объединить его политическими средствами невозможно и деструктивно. Более того, русская культура полицентрична, а не сосредоточена в метрополии, и в этом ее сила и живучесть. Русская община в Эстонии, точнее – совокупность общин, по своим возможностям и реализованному потенциалу ничем не уступает многим областным или региональным центрам в России, а по живучести – превосходит их. Культура вообще всегда проблема, а выживание культуры – борьба, конца которой нет и быть не может.
Подводя итог обмену мнений, Ольга Зиновьева обратила внимание собравшихся на слова Александра Зиновьева «Интеллигент — это говорящий правду человек». Нам не удастся отсидеться в углу, ведь все проблемы, возникающие в нашем мире, все равно проходят через нашу ответственность.