Американская империя ведет информационную войну с Россией из всех опорных пунктов своей пропаганды. Соединенные Штаты вынуждены лгать, чтобы сохранить мировое влияние. Однако Россия со своим каналом RT сумела пробить брешь в односторонней дезинформации англо-американских СМИ и открыть глаза многим людям на Западе, пишет немецкое издание Propagandaschau.
Кто их не видел — стратегические карты мира, на которых отмечены военные базы США? Это свидетельство имперского расширения мировой державы, которая провозгласила себя единственной. Чтобы не рухнуть, ее экономическая система вынуждена завоевать все новые рынки. Ни у одной другой страны в мире нет такого крупного военного контингента в других странах, как у США. Цифры абсолютно несопоставимы.
Однако такой карты мира, чтобы на ней были отмечены американские пропагандистские базы, не существует. При этом они являются гораздо более важным «оружием», благодаря которому глобальное превосходство США вообще стало возможным. «Завоевывать сердца и умы» можно не только с помощью постоянного насильственного подавления – хотя сделать это по всему миру было бы США не карману, – но и с помощью целенаправленной пропаганды и пиара. Можно внушать гражданам внешних рынков, что владыки в Вашингтоне и Нью-Йорке лучше разбираются в том, что хорошо для их страны, чем сами жители оккупированных государств.
Метод простой и эффективный: необходимо добиться расположения небольших экономических элит целевой страны или купить это расположение, поставлять им оружие, чтобы обеспечить собственное господство, и позволить этим элитам принять участие в разграблении рынка и ресурсов страны. Именно поэтому в предназначенных для разграбления странах не продвигают «настоящую» демократию, а только следят за тем, чтобы власть оставалась в руках небольших и поэтому легко контролируемых элит, которых связывают с гегемоном их личные экономические интересы и идеологическая система.
На федеральном уровне в Германии до сих пор не существует никаких механизмов демократии. Это связано не с недостатком демократической воли у граждан страны. Это результат решения, принятого оккупационными властями, которые не побоятся погрузить эту страну в террор или открытую диктатуру, если ее граждане всерьез решат освободиться от оккупантов. Немецкий народ, а также избранные им политики не имеют суверенного права решать, нужна ли их стране – которая стала причиной двух мировых войн – армия и должна ли она состоять в альянсе.
В отличие от Германии, Россия – это суверенное государство. Это не демократическое государство, но, по крайней мере, оно не находится под внешним контролем и уж точно не испещрено военными и пропагандистскими базами иностранных оккупационных властей. В России решающее слово имеют сами россияне, и только невероятно глупые немецкие политики и журналисты – все вместе такие жалкие и не способные понять, что находятся в рабстве, – воображают, что могут рассказывать русским, как им нужно строить свое государство и общество.
Суверенитет России обеспечивают огромные территории и военная мощь, что категорически исключает любую возможность порабощения со стороны внешнего агрессора. США, их теоретики и идеологи, которые заявляют о своем праве на мировое господство так же открыто, как американские концерны – на гигантские ресурсы России, сильно ограничены в своих стратегических возможностях.
Один из вариантов заключается в попытке экономически изолировать Россию, затормозить или даже полностью остановить ее развитие. Однако в современном многополярном мире, который сформировался, несмотря на огромную американскую империю, эта стратегия обречена на провал. Такие гиганты, как Китай или Индия, не позволят обращаться с собой как с колониями и будут инвестировать в торговлю с Кремлем для обоюдной экономической выгоды.
Другой способ ослабить и приручить русского медведя – разрушить страну изнутри. В идеале – привести к власти послушный режим, который обеспечил бы США и американским концернам свободный доступ к местным богатствам. Методы разрушения изнутри – пропаганда, агитация и подстрекательство. Как это работает, прекрасным образом продемонстрировали в Киеве. Для того чтобы сбросить демократически избранное правительство, а также заменить его марионеточным режимом, который открыл бы перед американскими концернами и армией все двери, повсеместно разжигалось недовольство и давались лживые обещания.
То, что Россия прекрасно осознает нависшую над ней угрозу, известно уже как минимум три года, с момента принятия закона о так называемых иностранных НКО. Если бы три года назад Украина вышвырнула все западные некоммерческие организации, преследовавшие какие-либо политические цели, то сейчас страна не находилась бы в состоянии войны, не оказалась бы полным банкротом и уж совершенно точно не была бы той экономической, социальной и политической пустыней, которой она сегодня является. За то, что такие организации, как фонды Бёлля и Аденауэра, приняли участие в этом безумии, нужно поблагодарить представителей этих организаций. Сказать спасибо их непостижимой тупости, которую может затмить лишь их самонадеянность.
Вот так и получается, что какая-нибудь специалистка по садово-парковой архитектуре, у которой не хватает мозгов закончить высшее учебное заведение, может возомнить себе, что имеет право в чужой стране – о языке, культуре и политической обстановке которой она знает еще меньше, чем о биологии цветочного ящика размером с лист формата А4, – начать подстрекать людей и вместе с другими болванами подготавливать почву для гражданской войны. Войны, которая уже стоила жизни десяткам тысяч и вынудила бежать из своих домов еще два миллиона человек.
Соучастниками этого преступления – из геополитических соображений, глупости и надменности – являются, прежде всего, западные СМИ. Своей политической пропагандой они замаскировали происки западных политиков и так называемых НКО на Украине, а все внимание и якобы вину за это фиаско возложили на Россию. Как будто это не Брюссель и Вашингтон, а именно Москва устроила путч в Киеве.
Россия, стало быть, предупреждена и уже отреагировала соответствующим образом на деятельность самопровозглашенных правозащитников, которые чаще всего финансируются такими западными олигархами, как Джордж Сорос, или, как в случае с немецкими фондами, за счет денег налогоплательщиков. Информационная война ведется из всех пропагандистских опорных пунктов американской империи против любой страны, которая вдруг воспротивится воле концернов Соединенных Штатов. Россия со своим каналом RT сделала в ней не только очень грамотный шахматный ход, но и продвинула на шахматную доску совершенно нового глобального игрока, который сумел пробить основательную брешь в односторонней пропаганде и дезинформации доминирующих англо-американских СМИ.
В отличие от западных пропагандистских СМИ, которым в России хотя бы в силу исторических причин не удается добиться какого-либо влияния, RT своей объективной журналистикой удалось открыть глаза многим людям на Западе. Чтобы заслужить этот ореол объективности, необходимо всего лишь осветить тот «недостающий фрагмент», отсутствие которого так свойственно западным СМИ. Когда западные журналисты хором бахвалятся демократизацией Украины, разоблачение этой пропаганды не составляет абсолютно никакого труда. Достаточно лишь показать снимки агрессивных и отчасти фашиствующих бойцов, которые лживые СМИ по политическим мотивам сознательно не хотят включать в информационный поток.
К этому можно добавить то, что Россия и российские СМИ [в отличие от США] не замышляют никакой империалистической идеологии своего доминирующего положения и экспансии. Россия не практикует захват и эксплуатацию других государств. По этой причине перед ней не стоит задача при помощи лжи и пропаганды поддерживать свою внешнюю политику, а также [как в случае с Соединенными Штатами] двойную мораль в сотрудничестве с сомнительными режимами. Страны же Запада, которые стремятся свое глобальное доминирование удержать, расширить и при помощи пропаганды обезопасить, в свою очередь, вынуждены прибегать ко лжи, двойной морали и дезинформации. Нельзя постоянно твердить о желании нести в массы демократию и права человека и в то же самое время за спиной мировой общественности поставлять саудовским деспотам оружие и средства ведения слежки. В этом проблема основных западных СМИ: неважно, хотят они или нет продолжать лгать о распространении свободы, демократии и прав человека, они уже в принципе обречены и дальше прибегать к пропаганде и дезинформации.
В России также слышны голоса, высказывающиеся за пропаганду. Здесь необходимо учитывать, что пропаганда исторически имеет другое значение для русских в отличие от немцев. Без пропаганды победа над Германией была бы невозможна. Большинство из нас [немцев] с недоверием относится к собственной армии и категорически не принимает пропаганду как средство подстрекательства масс. Русские же горды своей армией, которая сохранила им их независимость и свободу от чужеземных захватчиков. Государственная пропаганда в России отчасти положительно ассоциируется с этой победой, так как благодаря именно ей в годы Великой Отечественной войны удалось мобилизовать широкие слои населения.
Необходимо, таким образом, всегда принимать во внимание, что русские и немцы с понятием«пропаганда» иногда связывают разные – а временами противоположные – ассоциации и эмоции. Учитывая это, можно попытаться понять эссе российских интеллектуалов, которые из-за информационной войны все больше поддерживают пропаганду и тем самым совершают ошибку. Хоть эта ошибка и может показаться оправданной, если брать в расчет их историю и потребность в сплочении неоднородного многонационального государства, этот подход все же не отдает должного происходящим в мире событиям, что может негативно сказаться на всем до этого момента достигнутом.
Уже в мае месяце Павел Родькин в рамках Зиновьевского клуба, своего рода мозгового центра Международного информационного агентства «Россия сегодня», достаточно открыто агитировал за возрождение государственной пропаганды:
«Специфически негативное восприятие и отношение к пропаганде, которое бытует сегодня в российском обществе, стало препятствием для коммуникации между государством и обществом. Выходом из этой ситуации является возвращение общества в качестве субъекта пропаганды, перезапуск реальной пропаганды, которая, в свою очередь, означает возвращение России в реальную историю» («Реальная пропаганда»).
В другом эссе «Что же это такое – “информационная война”?» Ольга Зиновьева и Олег Юрьев развивают тему и выражают опасение, что Россия иначе может стать жертвой в пропагандистской войне, чей результат не будет отличаться от военного захвата.
То, что угроза реально существует, мы детально изложили выше. Информационная война, которую затеяли западные НКО, журналисты и политики, преследует цель привести в Москве к власти своих доверенных лиц из того же теста, как Ходорковский и Немцов. Они бы обеспечили Западу неограниченный доступ к ресурсам и рынкам.
«В самом деле, мир сейчас иной. Наличие ядерного арсенала и высокоточного оружия выступает мощным сдерживающим фактором для использования военной силы в выяснении отношений между его обладателями. Основные цели сейчас стремятся достигнуть с помощью “мягкой” силы. Она включает в себя многое. В том числе применение такого во многом нового оружия, как современная пропаганда, она же — информационная война. О том, что это так, красноречиво свидетельствуют многочисленные “цветные революции”, “майданы”. Те страны, общества, нации, которые не в состоянии организовать эффективное противодействие “информационной агрессии”, терпят поражение, по своим политическим последствиям сопоставимое с поражениями в “горячей” войне.
Мы, к сожалению, тоже вынуждены прибегнуть к арсеналу средств, применяемых в ходе информационных войн. Конечно, было бы лучше обойтись без этого, остаться в рамках открытого и равноправного диалога, обмена мнениями, сопоставления идей, взаимообогащения ценностей. Словом, оставаться на почве объективных фактов, логики, рационального убеждения.
Но реальная история человечества состоит не только из светлых страниц. Тот, кто утверждает, что она может строиться в полном соответствии с Десятью заповедями или моральным кодексом, — либо лицемер, либо очень наивен. Зачастую история не оставляет места для “хороших” ходов. Как гласит известное высказывание, на войне как на войне. А информационная война — это тоже война. Она вынуждает делать то, о чем потом приходится сожалеть, но что помогает в достижении таких целей, как сохранение суверенитета государства, целостности страны, ее самостоятельности в выработке и осуществлении политики».
Как и в период холодной войны, Россия видит себя объектом внешней угрозы. Гонка вооружений, запущенная в ход во время первой холодной войны, закончилась экономическим и общественным крахом Советского Союза. Для России было бы фатальным, если бы там сегодня взяли верх голоса, которые агитируют за пропагандистскую гонку вооружений. Своего главного козыря – правдивости, благодаря которой российские СМИ в настоящее время пользуются популярностью даже на Западе, она бы тогда лишилась гораздо быстрее, чем члены Зиновьеского клуба могут себе представить.
Преимущество России в информационной войне заключается в том, что ей как раз не нужно делать ставку на «пропагандистскую лошадь». Во времена интернета ее в считанные секунды могут разоблачить, и она предстанет перед публикой бесчестной «расфуфыренной клячей». Неоднократные разоблачения имели бы для марки RT фатальные последствия, с которыми в настоящее время пришлось столкнуться западным СМИ и от которых они еще не так быстро оправятся. Более того, западные СМИ будут и далее увязать в болоте тотальной неправдоподобности, так как систематически обрекают себя на распространение пропаганды. Если Россия упустит это преимущество и без необходимости ввяжется в грязную пропагандистскую войну, в которой можно растерять всю свою достоверность, то все это закончится для Кремля так же, как и в первую холодную войну.
Разумеется, Россия должна начать наконец-то действовать в этой информационной войне. Запуск RT-Deutsch свидетельствует о том, что Москва распознала важность обращения к немецкой общественности напрямую. Однако в информационной войне с западной пропагандой необходимо предпринять дополнительные меры и при этом ни в коем случае не замараться использованием грязных приемов. Не по причине какого-либо мировоззренческого идеализма, а из-за опасности их применения, в результате чего можно навредить себе самим и поставить под угрозу все то, что было ранее достигнуто.
То игнорирование, которым Россия до сих пор наказывала немецкую общественность – важнейшего игрока в центре Европы и сердце НАТО, – антиисторично и непростительно. То, что речи российского президента далеко не регулярно публикуются на немецком языке, это пощечина всем тем, кто активно выступает за укрепление российско-немецких отношений ради дела мира в Европе. Совершенно непонятно, почему российские послы и представители страны блистают перед немецкой публикой не свободным немецким и четкой аргументацией, а скорее снисходительностью и отсутствием интереса.
Если Москва действительно умна, то ей следует инвестировать больше денег не в танки и ракеты, а в подготовку красноречивых и вызывающих симпатию послов своей страны. Если агентство «Россия сегодня» хочет одержать верх в европейской информационной войне, то ему необходимо предоставлять на суд жителям Германии правдоподобную информацию в режиме реального времени и дальше разоблачать систематическую пропаганду Запада, вместо того чтобы ее копировать.
Дата публикации 13 июня 2015.